В Прибалтике провалился проект создания «правильных русских»
Александр Носович
Лидеры ряда «латышских партий» в Сейме Латвии потребовали распустить Национальный совет по электронным СМИ. Одна из претензий к Национальному совету — одобрение исключительно русскоязычного контента одной из латвийских радиостанций. Возмущение депутатов этим фактом означает нечто большее, чем очередное проявление «языкового террора»: в Прибалтике провалился грандиозный замысел местных этнократий по созданию лояльной русскоязычной общины — сами правящие политики признают это и сворачивают проекты создания политических организаций и средств массовой информации для «правильных русских».
Весной прошлого года правящие элиты стран Прибалтики охватила паника из-за событий в Крыму и на Донбассе. Они откровенно перепугались, что украинские события могут повториться и в их странах, показав тем самым, что понимают, что у них рыльце в пушку: вопреки многолетним красивым сказкам о прогрессивных и демократических странах Балтии, никакой интеграции там не произошло — большинство местных русских все так же не приемлют этнократические режимы и считают себя ущемленными в правах.
Первые месяцы страх латышских и эстонских правящих перед этим потенциальным «крымским сценарием» был так велик, что они, возможно, сильнее, чем за все предыдущие постсоветские годы серьезно задумались, что же им делать со своей русскоязычной общиной. Настолько серьезно, что даже решили не ограничиваться обычными репрессивными мерами (последние, впрочем, когда прошел первый страх, резко усилили).
В какой-то момент местными этнократами одновременно овладела идея сделать русских Прибалтики «правильными русскими»: объяснить им, что раз они живут в странах ЕС, то они европейские русские, цивилизованные русские, русские, которые поддерживают свои демократические правительства и западное сообщество по вопросу об Украине. А не какие-то там «путинские ватники», радующиеся в своей «дремучей России» «аннексии Крыма».
Ресурсы на превращение прибалтийских «ватников» в «правильных русских» были брошены колоссальные. И финансовые, и политические, и информационно-пропагандистские. Прибалтийские националисты буквально хором стали говорить, что их русские и русские из России — это две большие разницы. От Латвии, например, такие заявления одновременно и чуть ли не дословно повторяя друг друга сделали европарламентарии от «Единства» Инесе Вайдере, Сандра Калниете и Артис Пабрикс. Из этой троицы Вайдере прославилась сравнением русского языка с языком чукчей, Калниете всю политическую карьеру сделала на рассказах о «репрессиях оккупантов» против своей семьи, а Пабрикс предлагал переименовать мемориал Освободителям Риги в «совковятник», поскольку каждое 9 мая к нему стекаются «совки». И вот поди же ты: взяли и дружно полюбили свою «пятую колонну».
Правда, скорее всего, «полюбили» они её не по собственной инициативе, а по приказу с самого верха — то есть из Вашингтона. В резолюции №758 «О резком осуждении действий Российской Федерации при президенте Владимире Путине по проведению агрессивной политики против соседних стран с целью достижения политического и экономического господства», принятой американским Конгрессом 4 декабря прошлого года, помимо прочего было сказано: «Призываем Президента и Госдепартамент США выработать всестороннюю стратегию по координации производства, доставки и распространения новостей и информации на русском языке для стран со значительной долей русскоязычного населения». То есть для Латвии и Эстонии в первую очередь.
Во исполнение не столько резолюции американского Конгресса, сколько предшествовавших ей устных пожеланий из Госдепартамента, власти Прибалтики принялись спешно создавать «правильные» русские СМИ. В Риге оппозиционные московские журналисты создали интернет-портал «Meduza», призванный не только обеспечивать контентом настроенных против Путина россиян, но и влиять должным образом на латвийских русских. В Эстонию на роль лидера мнений был приглашен некогда знаменитый рок-критик Артемий Троицкий, призванный в качестве приглашенной звезды популяризировать антипутинский сайт Aru.tv и объяснять местным русским, как надо вести себя в эстонском государстве.
И над всем этим весь год витала идея единого балтийского телеканала для русскоязычного населения с «правильной» информацией и контрпропагандой.
Сейчас можно констатировать, что все эти грандиозные замыслы по созданию лояльной русскоязычной общины с помощью промывания мозгов «правильными СМИ» целиком и полностью провалились.
Прежде всего, безнадежно провалилась идея с единым «контрпропагандистским» телеканалом для русских Прибалтики. Все надежды на его создание были связаны с Рижским саммитом «Восточного партнерства», однако ни о каком телеканале европейскими лидерами и брюссельскими функционерами на саммите не было сказано ни слова. После года бесконечных разговоров прибалтийских политиков о необходимости собственного русскоязычного телеканала для борьбы с «российской пропагандой» это означает, что прибалтам не просто отказали, а послали в грубой форме. Не создавать же теперь Литве, Латвии и Эстонии телеканал на свои деньги: у них и денег-то таких нет, да и смысл проекта был в том, чтобы выбить деньги из фондов ЕС. Не выбили, потому что по всем опросам большинство русскоязычных Литвы, Латвии и Эстонии заявляли, что и не подумают смотреть затеваемый для них телеканал, а на совсем уж безнадежные проекты даже Еврокомиссия денег не дает.
Что касается новых СМИ для «правильных русских», то ни одно из них «властителем дум» для русскоязычных Прибалтики так и не стало. У главреда сайта «Meduza» Галины Тимченко отношения с местной аудиторией не сложились настолько, что в конце концов она не выдержала, высказав все, что думает о латвийских русских: «Когда я стою на рынке или еду в трамвае, или когда я просто подслушиваю на улице, что говорят, если это русские, то у меня ощущение, что я нахожусь у себя на метро «Профсоюзная» в Москве. Выражения, сленг, грубости — это абсолютно московский говор».
У «приглашенной звезды» Артемия Троицкого дела обстоят еще хуже: после нескольких статей о том, какие эстонские русские нытики и неудачники, не желающие интегрироваться в эстонское общество, а только жалующиеся, что их обижают правящие националисты, ему пришлось отключить комментарии к своим публикациям на эстонских DELFI.
И странно, если бы было иначе: как еще местная русская община может отнестись к тому, что наставлять её на путь истинный по отношению к жизни в Эстонии вызвался человек, заявлявший: «Я считаю русских мужчин в массе своей животными, существами даже не второго, а третьего сорта. Когда я вижу их — начиная от ментов, заканчивая депутатами, то считаю, что они, в принципе, должны вымереть».
Может быть, как раз эта фраза стала для эстонских кураторов решающей в выборе именно Троицкого для ведения пропагандистской работы в рядах местной «тиблы»? Русофобы выбрали русофоба — почувствовали родственную душу и предложили союз. Но в таком случае понятно, и почему не сложились отношения рок-критика с его новой аудиторией: какой эстонский русский станет слушать нравоучения того, кто считает их существами третьего сорта и желает поскорее вымереть?
В более широком смысле в этом состоит главная причина провала мегапроекта по созданию из русскоязычной Прибалтики «правильных русских».
Местные этнократы ведь всегда заявляли, что их страны созданы ради титульных наций и даже особо прописали это в своих Конституциях. Русские в Прибалтике в полном соответствии со взглядами рок-критика Троицкого были сделаны существами второго сорта официально и юридически: абсолютное большинство из них в начале 90-х было лишено гражданства Латвии и Эстонии.
Четверть века их называли «оккупантами», «тиблой», «пятой колонной», объявляли угрозой безопасности их общественные и культурные организации в отчетах своих спецслужб. Чисто по национальному признаку. Наложили табу на вхождение в коалицию «русских партий», преследовали и преследуют общественников правозащитников, выступающих в поддержку русских общин. И своих, и чужих: начиная от чистокровного латыша Эйнарса Граудиньша и заканчивая чистокровным итальянцем Джульетто Кьезой. Пытались ликвидировать русские школы, пытались запретить русскоязычные СМИ...
И после десятилетий феерической русофобии эти люди думали, что все можно исправить с помощью одного телеканала, нескольких интернет-сайтов и гламурных московских журналистов? Что можно вбить местным русским в голову, что они европейские, продвинутые и поддерживают свои демократические правительства, не отменяя при этом институт негражданства? Убедить русскоязычных, что их никто не ущемляет, продолжая между тем закрытие русских школ?
Подобный план мог созреть в голове только у клинических русофобов, искренне убежденных, что русские — это быдло и биомасса, которой с помощью «зомбоящика» можно вбить в голову все, что угодно.
И где теперь эстонский Меморандум 14, где «Европейское русское движение» латвийского публициста Игоря Ватолина, где единый балтийский телеканал? Ни одному проекту, исходившему из того, что русские Прибалтики — глупцы, которым можно впарить все, что угодно, продержаться на плаву больше года не удалось.