Политика Политика

США сделали ставку на профанацию минского процесса

В Москву неожиданно нанесла визит помощник госсекретаря США Виктория Нуланд, встретившаяся с российскими чиновниками, ответственными за украинский вопрос. За несколько месяцев до президентских выборов в США команда Барака Обамы пытается найти решение проблемы мирного урегулирования на Украине, и похоже, что базовый сценарий, который американцы решили реализовывать до смены власти в Вашингтоне, – это профанация минского процесса.

Уполномоченный Госдепа США по делам Европы и Евразии Виктория Нуланд в последние месяцы обрела политическую значимость, явно не соответствующую её формальному дипломатическому рангу. Нуланд стала символом реальной политики США, отбрасывающей для большей оперативности и эффективности лишние смыслы: протокольные формальности, дипломатический этикет и принцип равенства сторон. Официально рядовая чиновница Госдепартамента, Нуланд как равная с равными общается с главами государств – американских сателлитов, как это было в Киеве, где поучения гостьи из Вашингтона поочерёдно выслушивали президент Порошенко, премьер-министр Гройсман и главы парламентских фракций Верховной рады.

По работе Виктории Нуланд с другими американскими сателлитами можно делать вывод, кто в этих странах является реальной, а не декоративной властью. Например, в начале мая, во время визита молдавской правительственной делегации в Вашингтон, с помощником госсекретаря США по Европе и Евразии провёл индивидуальную встречу вице-председатель Демократической партии Молдовы Владимир Плахотнюк. Казалось бы, что тут такого? А дело в том, что олигарх Плахотнюк – это реальный теневой правитель Молдавии, «крёстный отец» правящей элиты, финансирующий коалиционные партии и сформировавший новое молдавское правительство из своих людей. Поэтому, пока главы молдавской правительственной делегации ходили на экскурсии в Конгресс и Белый дом, будущее Молдавии – проблема Приднестровья, объединение с Румынией, поддержка США и прочее – обговаривалось на переговорах Виктории Нуланд с Плахотнюком.

Так что помощник госсекретаря США – это один из символов реального американского making the political, а не дежурного «выражения озабоченностей» от Дженнифер Псаки. От этого – большой интерес к визиту Виктории Нуланд в Москву, где уполномоченный Госдепа по делам Европы и Евразии встретилась с помощником президента России Владиславом Сурковым и замглавы МИД России Сергеем Рябковым. Прибытие Нуланд в Москву стало такой же неожиданностью, как и её январская встреча с Владиславом Сурковым под Калининградом.

Эта судорожная «челночная дипломатия» означает, что за несколько месяцев до президентских выборов в США сходящая со сцены команда Барака Обамы пытается найти решение проблемы мирного урегулирования на Украине.

На сегодняшний день минский процесс заведён украинским руководством в тупик. Сейчас он застопорился на пунктах

об амнистии участников боевых действий в Донецке и Луганске, восстановлении украинской банковской системы в районах, затронутых конфликтом, проведении местных выборов в Донбассе, реформе конституционного строя Украины и децентрализации Украины. Ни один из этих пунктов Киев выполнять не хочет, видимо, рассчитывая сохранить ситуацию на неопределённый срок в нынешнем подвешенном состоянии: пусть лучше Донбасс станет ещё одним замороженным конфликтом на постсоветском пространстве и превратится во второе Приднестровье, чем вернётся в состав Украины в качестве пророссийской автономии.

Возможно, самопровозглашённые ДНР и ЛНР и поддерживающая их Россия и согласились бы на такой сценарий, если бы украинские политики не говорили бы, не таясь, что второе Приднестровье – это лишь промежуточный вариант, тогда как полноценное решение проблемы Донбасса для Киева – это вторая Сербская Краина. В начале 1990-х годов Хорватии тоже не удалось силой вернуть в свой состав взбунтовавшуюся сербскую территорию, на которой была провозглашена независимая Республика Сербская Краина. Но в 1995 году Хорватия провела военную операцию «Буря», в ходе которой смяла сопротивление сепаратистов массированным артиллерийским огнём и восстановила контроль над утраченной территорией. Проблема нелояльного Загребу сербского населения была решена бегством сотен тысяч сербов в Югославию.

О таком сценарии и мечтает официальный Киев в отношении республик Донбасса. Риторика у украинских политиков соответствующая: нам нужна только территория, а если там пророссийское население, то «пусть валит в свою Россию». Предпосылки для сценария Сербской Краины уже создаются: сейчас инструкторы НАТО проводят ускоренное переобучение украинской армии, подобно тому как 20 лет назад американские военные специалисты готовили армии Боснии и Хорватии к операции «Буря».

Остаётся лишь получить от Запада оружие массового поражения и убедить его жёстко надавить на Россию, как он 20 лет назад надавил на Югославию, не позволив президенту Милошевичу прийти на помощь Сербской Краине.

Однако сейчас поддержать Украину в деле возобновления войны Запад не может: в следующем году у лидеров Германии и Франции (на минуточку, гарантов Минских соглашений) выборы, а в ноябре этого года – президентские выборы в США. И если интересами европейских союзников американцы ещё могут пожертвовать (как сказала по этому поводу та же Виктория Нуланд, утверждая состав правительства Украины, «f*ck the EU!»), то ввязаться в новую военную авантюру с Украиной за несколько месяцев до собственных выборов вашингтонский истеблишмент не может себе позволить категорически.

Поэтому сейчас руководство США находится на развилке: либо принуждать украинских сателлитов к выполнению Минских соглашений, либо идти на риск и оставлять ситуацию в нынешнем подвешенном состоянии «ни мира, ни войны»: до выборов в США эта ситуация как-нибудь продержится, а после проблемами Украины будет заниматься уже новая администрация.

Второй вариант для американцев выгоднее, но он слишком рискованный. Едва ли сепаратисты Донецка и Луганска будут молчать, как ягнята перед закланием, смирно дожидаясь, пока в Америке сменится власть и новый президент США сможет оказать Украине полноценную военную и дипломатическую поддержку, не отвлекаясь на собственные предвыборные дела. Поэтому если сейчас Киев официально заявит, что он выходит из минского процесса или «замораживает» его до лучших времен, то у вооружённых сил ДНР с ЛНР будут не только основания, но и удачная внешнеполитическая конъюнктура для того, чтобы перейти в наступление: Вашингтон в разгар предвыборной гонки не даст Украине разрешения на полномасштабные боевые действия и тем более не станет поставлять украинской армии оружие.

Другое дело, что Киев с Вашингтоном могут попытаться «заморозить» конфликт на Юго-Востоке путём имитации минского процесса.

То есть на местные выборы соглашаемся, но процедуру и условия проведения этих выборов обсуждаем до бесконечности, итоги этих выборов в любом случае не признаём, а процесс обсуждения конституционной реформы в Верховной раде делаем вечным. Во всяком случае – до инаугурации нового президента США и возникновения новой политической реальности.

Похоже, именно этот сценарий пытаются реализовать в Вашингтоне, официальные представители которого по минскому процессу перешли к имитации бурной деятельность. Виктория Нуланд по итогам визита в Москву призвала «нажать на газ» и ускорить реализацию Минских соглашений. Однако сам визит завершился безрезультатно: стороны не пришли к соглашению по вопросу об условиях проведения местных выборов в Донбассе. Конечно, это ещё не доказательство, что США ищут благовидный предлог для срыва этих выборов, равно как и невыполнения прочих пунктов Минских соглашений, но, объективно говоря, действовать так – в интересах американцев, потому что полноценное воплощение в жизнь всех пунктов Минских договорённостей лишает их абсолютного контроля над Украиной.

Как результат – крайне опасная игра с профанацией минского процесса.

О том, что такая игра с подменой реального процесса мирного урегулирования имитацией в угоду одной из сторон подрывает авторитет США как «мирового полицейского» в любых международных конфликтах, и говорить нечего: от этого авторитета если когда что и было, то давно уже ничего не осталось. Для вашингтонского истеблишмента опасность в другом: нечестная игра и подыгрывание киевским подопечным вместо реального стремления принести в Донбасс мир могут привести к тому, что Хиллари Клинтон будет спорить на дебатах с Дональдом Трампом, а лауреат Нобелевской премии мира Барак Обама – паковать чемоданы и готовиться к переезду из Белого дома под аккомпанемент новых боёв за Горловку и Мариуполь.