Антироссийские санкции Запада, инициированные после событий 2014 года на Украине, остаются одним из источников кризиса в трансатлантических отношениях. Главным экономическим партнерам России в Европе санкционная политика приносит миллиардные убытки. Потери немецкой экономики от санкций, по разным данным, составляют до 727 миллионов долларов в месяц, и это вынуждает ФРГ отходить от антироссийского курса, который Берлину навязывает Вашингтон.
Еще на этапе предварительного обсуждения контуров будущей санкционной политики эксперты указывали на то, что немецкий бизнес будет стараться смягчить ее последствия через диалог с правительством ФРГ и российскими партнерами. Действительно, многие представители крупных германских компаний открыто выражали свои сомнения в целесообразности введения ограничительных мер в отношении России.
Тем не менее в Берлине по разным причинам сочли необходимым не нарушать санкционный порыв Запада даже в ущерб собственным экономическим интересам.
За последние годы режим антироссийских санкций растерял внутреннюю логику. Дополнительные ограничительные меры в адрес Москвы вводятся под любыми возможными предлогами или даже без таковых. Не произошло ни одного случая отмены санкций или предметного разговора о возможной «дорожной карте» для данного процесса. Минские соглашения, о необходимости выполнения которых говорят все участники переговоров в белорусской столице и с которыми связана значительная часть санкций, саботируются украинской стороной.
Ситуация постепенно заходит в тупик, выход из которого на данном уровне отношений между Россией и Западом не просматривается.
Кризис санкционной политики не остался незамеченным и в Германии. В интервью изданию OWC Verlag исполнительный директор Восточного комитета германской экономики Михаэль Хармс заявил, что американские санкции более не отражают четкой политической цели и лишены смысла. По мнению Хармса, непонятно, что именно должна сделать Россия, чтобы санкции были ослаблены или отменены.
В качестве реакции бизнесменов на действия немецкого правительства Восточный комитет подготовил специальный меморандум, в котором изложены представления о путях улучшения отношений с Москвой.
Немецкие компании уже подвергались нападкам за попытки обойти санкционный режим. Показательный пример — скандал с турбинами Siemens, предназначенными для использования на электростанциях на территории Крымского полуострова. Несмотря на то, что руководство компании Siemens посчитало себя обманутым на переговорах с российскими партнерами, есть точка зрения, что в компании были осведомлены о характере сделки и предназначении турбин. Так или иначе, скандал не стал поводом для отзыва продукции Siemens с полуострова.
Один из способов обхода действующих экономических ограничений для немецких компаний — создание производства на территории России.
Этим путем, например, идут автогиганты ФРГ: BMW, Audi, Volkswagen. В этом году состоялось открытие завода компании Mercedes-Benz в Солнечногорском районе Подмосковья. Новое производство рассчитано на выпуск 25 тысяч автомобилей в год и создание тысячи рабочих мест.
Присутствовавший на церемонии открытия министр экономики ФРГ Петер Альтмайер отметил, что санкции «не должны поставить Россию на колени».
Однако центральным проектом, выбивающимся из санкционной логики Запада, остается, безусловно, газопровод «Северный поток — 2». Решимость довести проект до конца объединила немецкий бизнес, правительство, общественное мнение и даже критично настроенные СМИ, которым не понравилось агрессивное давление со стороны США. Угрозы санкций компаниям, участвующим в строительстве, скорее возымели обратный эффект. Твердая позиция Берлина рассматривается ими как главная гарантия безопасности участия в проекте.
В результате усилий российских и немецких предпринимателей товарооборот между Россией и Германией демонстрирует рост даже в текущих непростых условиях, достигнув в прошлом году 60 млрд евро (рост на 8,4%).
По данным Бундесбанка, в 2018 году объем чистых прямых инвестиций в российскую экономику составил
Впрочем, возможности немецкого бизнеса по обходу антироссийских санкций не безграничны. Восточный комитет германской экономики далек от того, чтобы в одиночку определять векторы внешней политики и экономики ФРГ. Позицию бизнесменов, как правило, представляющих крупные немецкие компании, слышат, но не всегда имеют возможность учесть в работе.
На презентацию нового программного документа Восточного комитета германской экономики в январе 2019 года был приглашен глава МИД ФРГ Хайко Маас, известный своим критичным подходом к России. Министр не стал полемизировать с бизнесменами, наоборот, отметил конструктивный характер отношений с российским коллегой Сергеем Лавровым.
Однако и в этом случае Маас стремился сместить внимание к странам Восточной Европы, с которыми у Германии сохраняются высокие темпы роста объемов торговли. Сложно сказать, насколько тезисы Positionpapier были восприняты главой немецкого внешнеполитического ведомства, однако никаких новых высказываний Мааса по санкционному вопросу пока не последовало.
Крупнейшие немецкие компании ограничены в своем стремлении развивать бизнес в России устоявшимися связями с США. Объемы американского рынка значительно превышают российские показатели. Риск потерять выгодные контракты с американскими партнерами перевешивает стремление заключить новые с российскими игроками.
С другой стороны, американские пошлины на сталь и алюминий показали, что ограничительные меры со стороны Вашингтона могут быть связаны и с протекционистской политикой администрации Дональда Трампа, а не с антироссийскими санкциями.
Не стоит ожидать от германских бизнесменов выдающегося альтруизма в попытках скорректировать внешнеполитическую риторику правительства Германии. Критикуя санкции, капитаны германского бизнеса обращаются прежде всего к их неэффективности и экономическим потерям ФРГ, а не к причинам, их вызвавшим.
Открытый «бунт на корабле» едва ли возможен. В инструментарии немецких бизнесменов есть только закулисные переговоры и декларативные призывы-заявления.
Чем успешнее и активнее будут развиваться торгово-экономические связи между Россией и Германией, тем сложнее политикам и дипломатам в Берлине будет находить объяснения необходимости сохранения санкционного режима.
Открытие завода компании Mercedes-Benz в Подмосковье, ставшее возможным во многом благодаря подписанию «специального инвестиционного контракта» между российским правительством и автогигантом из Штутгарта, показывает, что Москва готова делать шаги навстречу немецким партнерам. Действия в обход западного политического мейнстрима и санкционной политики требуют высокого уровня доверия между Берлином и Москвой. Понимание этого факта, похоже, разделяют политики и бизнесмены обеих стран.
Артем Соколов, эксперт аналитического агентства МГИМО «Евразийские стратегии»