Страны «нормандской четверки» вынуждены признать, что Минские соглашения не выполняются и процесс мирного урегулирования на Украине окончательно забуксовал. При этом новая администрация США подчеркивает свою приверженность минскому процессу и заявляет, что военного решения конфликта в Донбассе не существует. Для достижения результата в урегулировании украинского кризиса необходима «перезагрузка» минского процесса, причем с участием США как куратора и принципала киевского режима.
Лидеры России, Украины, Германии и Франции провели телефонные переговоры в «нормандском формате», в ходе которых подтвердили свою приверженность Минским соглашениям. В ходе последних переговоров, прошедших 17 апреля, «нормандская четверка» договорилась о возобновлении пасхального перемирия на востоке Украины и обмене пленными по формуле «всех на всех».
В то же время в странах «нормандской группы» уже на официальном уровне признают, что минский процесс не работает. Не выполняется даже военная часть Минских соглашений: режим перемирия постоянно нарушается, а Киев подтягивает в зону конфликта военную технику. Политическая же часть мирного урегулирования (местные выборы, конституционная реформа, федерализация) не просто забуксовала — похоже, что она остановилась, не начавшись.
Разница в подходах состоит лишь в том, что Россия обвиняет в блокировании минского процесса Украину, а Украина и ее западные союзники — Россию, которая субъектом Минских соглашений не является. Тем не менее все признают, что альтернативы «Минску» нет, Минские соглашения должны выполняться, однако не выполняются.
В том числе об этом говорят США: новая американская администрация, вопреки ожиданиям своих киевских подопечных, признала ценность минского процесса как единственно возможного выхода из украинского кризиса.
Дональд Трамп
После президентских выборов в Америке в Киеве теплилась робкая надежда, что даже если Дональд Трамп — это не новый Рейган и вообще агент Путина, то вернувшиеся на волне его успеха к власти республиканские «ястребы» так или иначе заставят президента США следовать их внешнеполитическому курсу. От Хиллари Клинтон киевские борцы с «гибридной агрессией Путина» вовсе ожидали поставок летального оружия украинской армии и чуть ли не отправки войск в Донбасс, но и от бывших антисоветчиков и нынешних русофобов из Республиканской партии рассчитывали на что-то в подобном духе.
В этой связи удар США по сирийской авиабазе Шайрат вызвал на Печерских холмах эйфорию. Украинская «диванная сотня» вовсе зашлась в сладостном предвкушении, что проблемы Украины Трамп тоже станет решать схожим образом: вдарит «томагавками» по Донецку и введет 5‑й флот США в Севастополь.
Ничего подобного. В ходе первого официального визита в Москву новый госсекретарь США Рекс Тиллерсон повторил слова Барака Обамы и Джона Керри, что альтернативы мирному урегулированию кризиса на востоке Украины не существует и Минские соглашения должны выполняться. Правда, всю ответственность за продолжение минского процесса Тиллерсон протокольно возложил на Россию, но ведь ждали-то от него не этого. Украинские добробаты были уже готовы принимать на вооружение американские «томагавки», а госсекретарь США вместо этого снова про Минские соглашения, которые Киев в феврале 2015 года вынужден был подписать «через не хочу».
Более того, накануне визита в Москву Тиллерсон послал дипломатический сигнал, что Украина для Соединенных Штатов не приоритет и вешать американцам этот хомут на шею в новой администрации Белого дома желанием не горят.
По словам министра иностранных дел Франции Жан-Марка Эйро, на встрече глав МИД «большой семерки» 11 апреля госсекретарь США поинтересовался у европейских коллег, почему американских налогоплательщиков должна волновать Украина — какое им может быть дело до украинских проблем? Такая фраза за несколько часов до вылета американского госсекретаря в Москву не могла быть случайностью и совпадением: России, Украине и Европе явно посылался сигнал, который, возможно, не предполагал опубликования, но в любом случае должен был дойти до всех нужных людей по дипломатическим каналам.
Сразу после разговора с европейскими коллегами и непосредственно перед поездкой на Смоленскую площадь и в Кремль Рекс Тиллерсон позвонил в Киев Петру Порошенко. И. о. официального представителя Госдепа Марк Тонер сообщил, что в ходе разговора с украинским лидером госсекретарь США подтвердил поддержку Вашингтоном территориальной целостности Украины и указал на необходимость выполнения Минских соглашений.
Судя по тому, что после этого звонка в Донбассе установилось относительное затишье, де-факто президенту Украины было сказано поумерить пыл: Америка не нуждается в артиллерийской поддержке украинских союзников для разговора с Россией «с позиций силы».
Белый дом
Так что из тумана неопределенности постепенно проступают контуры новой политики США по отношению к Украине. Для администрации Дональда Трампа Украина не приоритет. Больше того, это тяжкий груз американской внешней политики, «проклятое обамовское наследие», которое приходится тащить на себе новой администрации Белого дома и которое американским избирателям и налогоплательщикам сто лет не нужно.
Однако без решения проблем Украины невозможна безопасная и стабильная Европа и невозможны нормальные отношения США и России. «Пока не будет достигнут прогресс по Минским соглашениям, ситуация в Украине будет оставаться препятствием для улучшения отношений между США и Россией», — заявил Рекс Тиллерсон по итогам переговоров с Путиным и Лавровым.
Поэтому Вашингтону придется и дальше быть вовлеченным в украинскую ситуацию и участвовать в урегулировании украинского кризиса, чтобы в итоге американским налогоплательщикам можно было наконец вздохнуть с облегчением и забыть о существовании Украины. При этом единственный для Вашингтона способ урегулирования кризиса — это выполнение Минских соглашений.
Такой подход патрона украинских властей дает шанс на оживление процесса мирного урегулирования конфликта в Донбассе.
Необходима «перезагрузка» минского процесса при участии России и США, как единственных внешних игроков, способных повлиять на стороны конфликта.
Первые и вторые Минские соглашения остались не выполнены, потому что западные гаранты их соблюдения, Германия и Франция, не оказывают решающего влияния на руководство Украины. Россия — это единственный внешний игрок, способный влиять на сепаратистов Донбасса, однако единственный внешний игрок, способный влиять на киевский режим, — это не Германия, не Франция и тем более не аморфный ЕС, а Америка.
Поэтому третьи «минские соглашения» (которые вовсе не обязательно снова будут подписаны в Минске) должны быть заключены между Киевом и лидерами ДНР и ЛНР под патронажем России и США по итогам их переговоров об условиях этих соглашений.
«Второй Минск» был красивой, но неудачной попыткой «Старой Европы» показать, что она всё еще субъектна в глобальной политике и способна установить прочный мир хотя бы на своем, Европейском континенте.
В реальности выходит так, что даже украинские элиты, при всём их поклонении «безвизу» и мечтах о членстве в ЕС, не воспринимают европейцев как «старших братьев» и готовы прислушиваться только к американцам.
При всём многообразии политических игроков, вовлеченных в украинский кризис, в нём есть только два субъекта — Россия и США. Все остальные — это либо сателлиты, либо союзники этих двух. И в том числе европейцы, которые подчеркнули глубоко укоренившуюся за послевоенные десятилетия вассальную зависимость от Америки своей истеричной реакцией на избрание президентом Дональда Трампа, обещавшего избирателям заниматься внутренними проблемами, а союзников Америки с их проблемами предоставить самим себе.
Такие запущенные проблемы международных отношений, как украинский кризис, могут быть решены только подлинно независимыми политическими игроками. В украинском случае таких игроков два — Россия и Америка. Только если эти двое будут равно заинтересованы в реализации минского процесса и приложат к этому надлежащие усилия, украинский кризис можно будет урегулировать. А участие ДНР, ЛНР, Киева и Евросоюза в этом процессе вторично. Все они либо изначально не имели субъектности на международной арене, либо сами сознательно от нее отказались.