Недавно на закрытой встрече с блогерами президент Украины Петр Порошенко поделился своими планами «зачистки» Донбасса. «Вначале заходят миротворцы и перекрывают государственную границу на всей ее протяженности, — пересказывает слова украинского лидера присутствовавший на мероприятии Мартин Брест. — Потом заходят Вооруженные силы Украины (ВСУ) и зачищают Донбасс в стиле “без оружия — живи, с оружием — смерть”». Позиция Порошенко демонстрирует полное пренебрежение к Минским договоренностям, равно как и неуважение к европейским странам — гарантам «Минска», но едва ли стоит рассматривать эти заявления всерьез. Возвращение Донбасса в состав Украины военным или мирным путем явно не входит в планы действующей власти.
Спорная территория
В контексте мирного урегулирования конфликта один из неразрешимых споров между Украиной и Донбассом связан с принадлежностью некоторых населенных пунктов, которые перешли под контроль Донецкой и Луганской народных республик (ЛДНР) уже после подписания первого Минского соглашения. Речь идет главным образом о Дебальцеве, хотя министр иностранных дел Украины Павел Климкин в 2016 году акцентировал внимание и на других спорных территориях. По теме высказывался
Тему Дебальцева не случайно муссировали осенью 2016 года: именно тогда начались разговоры об организации вооруженной миссии ОБСЕ. Согласие российской стороны всерьез обеспокоило Киев и вынудило его спешно искать новый повод не выполнять договоренности. Камень преткновения, впрочем, лежал на поверхности. В соответствии с Комплексом мер по выполнению Минских соглашений особый порядок местного самоуправления распространяется на те территории, которые находились под контролем ЛДНР по состоянию на 19 сентября 2014 года. Дебальцево тогда еще контролировали бойцы ВСУ. Таким образом, с юридической точки зрения притязания Киева выглядят обоснованными.
Но власти ДНР явно не собираются сдавать Дебальцево — город, освобождение которого стало крупнейшей победой ополчения. В свою очередь, Порошенко и компания тоже не собираются идти на уступки.
Разговоры о возвращении «украденных» территорий прекратились, когда стало ясно, что никто не заставляет украинскую сторону выполнять Минские соглашения. Но тема Дебальцева остается своеобразным козырем нынешнего режима, который он в любой момент готов достать из рукава, застопорив тем самым процесс мирного урегулирования.
Верховная рада против
Важнейшая стадия имплементации Минских соглашений — это принятие постоянного законодательства об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей. Выполнение этой части договора зависит от того, одобрит ли парламент соответствующие изменения в Конституцию. Но в нынешнем составе Верховная рада едва ли готова это сделать. Так называемый закон об особом статусе Донбасса, продленный в 2017 году, реальной правоприменительной практики не имеет, хотя даже его Петру Порошенко удалось «протащить» с большим трудом.
Процесс мирного урегулирования застопорится, если в решающий момент парламент откажется вносить поправки в законодательство. Как быть в этой ситуации? Ответа, похоже, не знает никто. Подобный вариант развития событий в Минских договоренностях не рассматривается, а поэтому не существует и механизмов выхода из тупика.
Страх перед собственной армией
С другой стороны, даже военный триумф может обернуться для «майданных» политиканов очередной «зрадой». Завершение войны в Донбассе создает опасность того, что бойцы ВСУ попытаются воплотить в жизнь свою давнюю навязчивую идею — повернуть штыки на Киев. Оппозиционные настроения военнослужащих начали отчетливо проявляться еще в 2015 году. Политическое и военное руководство Украины часто обвиняют в двух крупнейших поражениях ВСУ под Иловайском и Дебальцевом, а командир добровольческого батальона «Донбасс» и депутат Верховной рады от фракции «Самопомич» Семен Семенченко открыто заявлял о вине действующего президента.
«Я не даю сейчас полностью похоронить дела по Дебальцево и Иловайску. Я буду требовать, пока у меня хватит сил, привлечь к ответственности Муженко, Гелетея, Порошенко за эти военные поражения», — говорил нардеп в интервью телеканалу «112 Украина».
Порошенко тем временем упорно создает видимость того, что офицерский и рядовой состав ВСУ лоялен действующей власти, но о реальном положении дел свидетельствует недавний беспрецедентный случай: двое украинских военнослужащих, которых награждал президент, публично отказались от своих медалей.
Стоит отметить, что верховное военное командование Украины, по всей видимости, по-прежнему не контролирует часть подразделений. Речь идет о добровольческих батальонах, которые в 2014 году создавались как частные армии и участвовали не только в конфликте на востоке страны, но и во внутренних разборках между украинскими политиками и олигархами.
Инициатором их зачистки выступил Порошенко — в результате добробаты влились в структуру Вооруженных сил Украины и Нацгвардии, но представители ЛДНР и многие эксперты полагают, что Киеву так и не удалось установить над ними контроль.
О формальности перехода добровольческих подразделений в состав ВСУ говорил заместитель командующего Народной милицией ЛНР Виталий Киселев: «Батальоны как не подчинялись ВСУ и Национальной гвардии, так и не подчиняются, и в дальнейшем подчиняться они не будут. Каждые из этих батальонов принадлежат различным депутатским группам, олигархическим кланам для необходимости управления и решения вопросов».
В свою очередь, заместитель командующего корпусом Минобороны ДНР Эдуард Басурин заявил, что добробаты перешли в ВСУ, сохранив свое мировоззрение.
Не имея возможности «приручить» строптивых радикалов, официальный Киев может лишь оградиться от них и поддерживать напряженную обстановку на линии фронта.
Неугодный электорат
Возвращение Донбасса в состав Украины в той или иной форме будет означать, что несколько миллионов жителей Донбасса снова смогут участвовать в общественной и политической жизни государства. Нынешняя украинская власть, таким образом, получит по меньшей мере несколько миллионов враждебно настроенных избирателей. В лучшем случае они не представляют для Киева никакого интереса, в худшем — воспринимаются им как неугодный электорат и источник потенциальной опасности. Украинская власть это не только не скрывает, но и демонстрирует всеми своими действиями: ограждается от бывших соотечественников пропускными пунктами, организует блокады, не выплачивает пенсии и т. д.
Внутренние враги
Прикрываясь российской «агрессией», «майданные» власти не церемонятся со своими политическими оппонентами. Первыми под раздачу попали коммунисты: деятельность Коммунистической партии в Украине пытаются запретить с 2014 года (хотя с юридической точки зрения, вопреки расхожему мнению, она всё еще существует).
Вспомним, что и Михаила Саакашвили украинская пропаганда окрестила «агентом Кремля», который пусть и неосознанно, но играет на руку так называемому агрессору.
Параллельно Порошенко и компания закручивают гайки в информационной сфере. Серьезному давлению со стороны правоохранителей и радикалов подвергаются те немногие СМИ, которые еще не «легли» под Администрацию Президента (в частности, телеканал NewsOne, издания «Вести» и «Страна.ua»). Борьба с «внутренним врагом» преподносится как жизненная необходимость, но после наступления прочного мира эта «необходимость» должна отпасть сама собой.
Лишняя головная боль
Возвращение к мирной жизни в Донбассе будет сопряжено с восстановлением всего того, что было разрушено за годы войны. Речь идет не только об инфраструктуре и жилом фонде, но и о банковской системе, пенсионном обеспечении, работе убыточных предприятий и т. д. Сегодня содержание региона фактически взяла на себя Россия, и действующую киевскую власть это вполне устраивает: она явно не горит желанием восстанавливать Донбасс после его возвращения в Украину. Финансовая помощь, которую в этой связи обещают оказать западные партнеры, едва ли станет для Киева серьезным подспорьем.
В заключение
Рассуждая о мирном и силовом вариантах решения конфликта в Донбассе, стоит держать в уме, что в обоих случаях речь идет о возвращении региона под фактический или номинальный контроль Киева. Но заинтересована ли в этом украинская сторона? Восстановление ее власти в Донецке и Луганске приведет к серьезным изменениям в самой политической системе страны. И не факт, что новые потрясения не опрокинут с вершины государственного олимпа людей, которые привыкли играть по другим правилам.
Неустойчивое положение, в котором, казалось бы, украинская власть балансирует последние четыре года, в действительности является единственной формой ее существования. Порошенко и компания наверняка это понимают, а потому будут противиться любым попыткам решить проблему Донбасса.