Латвийская «демократия» объявила войну российскому «Sputnik»
Александр Носович
В Латвии пытаются запретить российское информационное агентство «Sputnik Латвия», начавшее вещание на латышском языке. Латвийские политики назвали начало работы интернет-портала «нападением на медийное пространство Латвии» и предложили разработать закон о СМИ, позволяющий закрывать в стране неугодные интернет-ресурсы. Одновременно с этим на международную дискуссию о русскоязычных СМИ в Риге не пустили те самые латвийские русскоязычные СМИ. Именно так в «европейской» стране Латвии понимают свободу слова.
Неделю назад в латвийской столице прошла международная дискуссия «В поисках более обширной аудитории: расширение возможностей русскоязычных СМИ», организованная местным националистическим Балтийско-Черноморским Альянсом и немецким Фондом Фридриха Эберта.
«В последнее время было предпринято несколько инициатив по усилению роли общественных и частных СМИ для русскоязычной аудитории путём создания новых вещающих по-русски каналов в рамках уже существующих СМИ, а также посредством создания новых СМИ, – говорилось в анонсе мероприятия. – Целью этих каналов является предоставление качественной, профессиональной и взвешенной информации относительно событий в России, в Украине, в Европе или в любом другом месте в контексте “информационной агрессии”, проводимой контролируемыми российским правительством СМИ. А также целью обновлённых или улучшенных каналов является улучшение русскоязычного медийного пространства и содействие критическому восприятию».
Обсуждать перспективы вещания для русскоязычных собрались главные редакторы русскоязычных версий «Немецкой волны», радио «Свобода» и телеканала ETV (Эстония); также были представлены телеканал «Белсат», вещающий на Белоруссию с территории Польши, российский оппозиционный канал «Дождь», украинское «Громадьске ТВ», работающий в Латвии российский оппозиционный сайт «Медуза» и лично музыкальный критик Артемий Троицкий.
Главным событием в широкой либеральной дискуссии о роли русскоязычных СМИ стало то, что русскоязычные СМИ самой Латвии на эту дискуссию не пустили.
«Милая латышская девушка в украинской вышиванке вежливо объяснила, что мероприятие требовало предварительной аккредитации. Тут я несколько опешил – на конференциях Фонда Эберта бывал многократно, и, если кто-то заранее не вписался, это всегда можно было сделать на месте», – описывает ситуацию постоянный автор единственной в Латвии печатной газеты на русском языке «Вести сегодня» Николай Кабанов.
«Что характерно, происходило это не в закрытом зале, а в прихожей, т. е. на территории отеля. Тут же появился сотрудник гостиницы и пообещал вызвать охрану. Осознав, что конфронтация становится уже непродуктивной, я решил спуститься в холл отеля и описать все эти интересные нюансы. Там встретил съёмочную группу ПБК (Первого балтийского канала –
Получилось как в старом анекдоте: я за свободу слова любому рот заткну!
Этот анекдот и есть подлинный принцип действия в «европейской» Прибалтике «свободы слова»: СМИ на русском языке для нас очень важны, поэтому мы будем лишать аккредитации, не пускать на свои мероприятия и вовсе запрещать СМИ на русском языке!
В той же Латвии сейчас разворачивается борьба за запрет российского информационного агентства «Sputnik Латвия». Год назад информационное агентство «Россия сегодня» попыталось открыть в Латвии официальное представительство, но получило отказ. Тогда агентство приобрело в Институте математики и информатики при Латвийском университете портал sputniknews.lv, и агентство «Sputnik Латвия» начало работать как не зарегистрированное в медиарегистре средство массовой информации.
Отказавшись в своё время зарегистрировать представительство в Латвии «России сегодня», местные чиновники создали сами себе проблему: не зарегистрировав, они теперь не могут контролировать работу «Sputnik Латвия». От этого и всеобщее возмущение национально озабоченных латышских журналистов и политиков.
Европарламентарий от Латвии Роберт Зиле (Национальное объединение ВЛ/ОС-ДННЛ) в эфире латвийского телеканала LNT призвал закрыть интернет-портал агентства «Sputnik Латвия». Зиле обвинил «Sputnik Латвия» в «нападении на медийное пространство Латвии» и назвал его «пропагандистским СМИ». Евродепутат требует от латвийского правительства решить проблему «пропаганды» «юридически и технически».
Директор базирующегося в Риге Центра стратегических коммуникаций НАТО Янис Сартс обвинил Россию в развязывании гибридной войны с Латвией. «Ситуация ухудшилась. Мы начинаем наблюдать гибридную войну не только на Украине, но и в Прибалтике, Центральной Европе и Скандинавии. Нужно понимать, что гибридная война может привести к реальным боевым действиям», – заявил Сартс, приведя в качестве примера «гибридной войны» начало работы агентства «Sputnik Латвия».
Глава Национального совета Латвии по электронным СМИ Иварс Звиедрис заявил о необходимости защитить интернет-зону «.lv», приведя в пример опыт Эстонии, где желающие приобрести домен в зоне «.ee» обязаны сообщать, для каких целей собираются его использовать. В том числе для защиты информационного пространства Латвии депутаты Сейма приняли закон о международных и национальных санкциях, предусматривающий введение ограничений в отношении физических и юридических лиц, угрожающих «внешнеполитическим интересам или безопасности Латвии». В пандан к этому закону готовится ещё и закон о национальных СМИ, который позволит юридически регламентировать деятельность интернет-порталов и закрывать их в случае публикации «неправильных» мнений. Более важных задач у депутатов латвийского Сейма, видимо, не осталось.
Самому порталу «Sputnik Латвия» устроенная вокруг него шумиха только на пользу: бдительные латышские патриоты в кратчайшие сроки раскрутили этот небольшой интернет-ресурс так, как этого не сделала бы никакая реклама.
Для полного счастья российскому сайту осталось только, чтобы его прокляла в своём ежегодном отчёте и попыталась запретить Полиция безопасности Латвии. И очень вероятно, что вскоре так и произойдёт. Прибалтийские республики беспощадны в борьбе за демократию, европейские ценности и свободу слова: будут бороться за них так, что ни от одного СМИ или журналиста даже мокрого места не останется.