«Маленькая копия Ангелы»: как изменит восточную политику Германии преемница Меркель
Артем Соколов
В Европе обсуждают, как изменится внешняя политика Германии, если пост федерального канцлера вместо Ангелы Меркель займет новый лидер Христианско-демократического союза (ХДС) Аннегрет Крамп-Карренбауэр. Фундаментальных изменений от преемницы Меркель не ждут, однако восточная политика ФРГ при ней может быть заметно скорректирована.
7 декабря на съезде ХДС в Гамбурге новым лидером христианских демократов была избрана 56-летняя Аннегрет Крамп-Карренбауэр, ранее занимавшая партийный пост генерального секретаря. Ей удалось обойти ближайшего конкурента — миллионера Фридриха Мерца — почти на два десятка голосов и оставить далеко позади третьего участника гонки — министра здравоохранения Йенса Шпана.
Из трех претендентов на лидерство в ХДС Крамп-Карренбауэр отличалась наиболее умеренной позицией по актуальным политическим вопросам. В глазах оппонентов эта умеренность представлялась как следствие неопытности или стремления копировать стиль Ангелы Меркель, к которому привыкли как в партии, так и во всей стране.
Недоброжелатели предложили альтернативную расшифровку аббревиатуры труднопроизносимых имени и фамилии АКК — Angelas kleine Kopie: «Маленькая копия Ангелы». Напротив, сторонники Крамп-Карренбауэр предпочли считать, что рост правого популизма в ФРГ еще не отменил свойственного германской политике стремления к преемственности и предсказуемости.
Победа АКК с незначительным преимуществом показывает, что христианские демократы осознают необходимость перемен в партии, но хотят провести их в спокойном «плановом» режиме.
Между тем, несмотря на то, что Крамп-Карренбауэр оказалась в большой германской политике менее года назад, у нее уже сложилась репутация эффективного политика регионального уровня. Вступив в ХДС в 1981 году, она сделала блестящую партийную карьеру. В 1999 году она стала членом саарского ландтага и в первое десятилетие 2000-х годов возглавляла ряд министерств земельного правительства. В 2011 году Крамп-Карренбауэр была избрана руководителем отделения ХДС в Сааре и стала первой женщиной на этом посту. В ходе трудных переговоров с партнерами по коалиции — Свободной демократической партией (СвДП) и «Зелеными» — АКК утвердили премьер-министром Саара.
Сделав ставку в Сааре на Крамп-Карренбауэр, ХДС удалось добиться большого успеха.
АКК смогла удержать маленькую федеральную землю под контролем христианских демократов на досрочных выборах в Сааре в 2012 году. На земельных выборах 2017 года ХДС улучшил свои показатели более чем на 5%. Учитывая нараставший миграционный кризис и последовавший в этом же году обвал поддержки ХДС на общегерманских выборах, АКК удалось сотворить чудо.
Теперь, когда Крамп-Карренбауэр стала лидером партии, эксперты рассуждают о канцлерских перспективах нового руководителя ХДС. Несмотря на электоральные потери, христианские демократы все еще остаются крупнейшей политической силой ФРГ. И в 2021 году, и в случае досрочных выборов они будут претендовать на доминирующее положение в немецком правительстве.
Один из основных вопросов, обсуждаемых в экспертном сообществе: какой будет внешняя политика правительства ФРГ, если его возглавит Аннегрет Крамп-Карренбауэр?
Современная германская политическая традиция сторонится резких поворотов и неожиданностей. Вряд ли можно всерьез рассуждать о том, что АКК будет менять этот порядок. Однако в условиях растущей международной неопределенности и новых вызовов перед Старым Светом даже малозначимые на первый взгляд детали во внешнеполитической стратегии канцлера Германии могут иметь большое значение.
Важным обстоятельством является место рождения и политического становления АКК. Федеральная земля Саар расположена на границе с Францией. На протяжении столетий эта территория была местом соприкосновения французской и немецкой культур. В состав ФРГ эта земля вошла за пять лет до рождения Крамп-Карренбауэр, находясь с 1947 по 1957 годы под контролем французской администрации. С самых ранних лет АКК росла в обстановке культурного плюрализма и разнообразия.
Находясь на руководящих должностях в земельном правительстве, Крамп-Карренбауэр занималась вопросами франко-германских отношений, неплохо владея языком западного соседа. В бундесрате АКК входила в Комитет по внешней политике, а также была членом Германо-французской группы дружбы бундесрата ФРГ и Сената Франции. Одной из инициатив АКК на посту премьер-министра Саара было придание французскому языку статуса второго официального на территории федеральной земли к 2043 году.
Таким образом, у Крамп-Карренбауэр уже есть некоторый опыт во внешней политике. Однако он сосредоточен главным образом вокруг ближайшего соседа и союзника ФРГ. Зачастую Париж может выступать как своенравный переговорщик, но все же современные франко-германские отношения отличаются относительной стабильностью.
Переговоры с американскими, российскими или китайскими коллегами будут отличаться от общения с французскими дипломатами.
Безусловно, АКК в полной мере разделяет установки классического евроатлантизма, характерные для ХДС. Приоритет сохранения высокого уровня отношений с американскими и европейскими союзниками останется для нее аксиомой внешней политики. НАТО будет рассматриваться Крамп-Карренбауэр как основной механизм обеспечения безопасности в Европе и остальном мире. Возможные трения с администрацией Дональда Трампа —если сроки легислатуры политиков совпадут — АКК будет решать в стиле своей предшественницы, пытаясь аккуратно добиваться уступок на переговорах.
Любопытно, как опыт развития франко-германских отношений поможет Крамп-Карренбауэр в диалоге с другими европейскими соседями. В первую очередь это касается стран Вышеградской четверки и Прибалтийских республик. Миграционный кризис и строительство газопровода «Северный поток — 2» осложнили отношения Берлина с Восточной Европой. Навыки АКК поддерживать и углублять диалоговые форматы здесь могут оказаться особенно востребованными. Германия уже проявляет интерес к проекту «Трехморья», присутствуя на заседаниях в качестве наблюдателя. Возможно, АКК предпримет попытки развить участие ФРГ в проекте.
Сравнительно жесткая позиция АКК по миграционному вопросу также может упростить диалог с восточноевропейскими партнерами. Идеалистическая риторика Меркель в отношении мигрантов так и не нашла понимания со стороны всех членов ЕС. Даже упрощение процедуры депортации нелегальных мигрантов или мигрантов, совершивших преступления, сделает Берлин в глазах восточных соседей более прагматичным и привлекательным для диалога и компромиссов.
Что касается российско-германских отношений, то наиболее вероятной стратегией для Крамп-Карренбауэр будет продолжение линии Ангелы Меркель, сочетающей в отношении Москвы ценностный подход с соблюдением экономических интересов ФРГ. Заявления АКК о возможном пересмотре условий строительства «Северного потока — 2» или санкциях против российского судоходства следует рассматривать как часть предвыборной риторики, отсылающей избирателей-однопартийцев к европейскому политическому мейнстриму.
Представляется маловероятным, что Крамп-Карренбауер, будучи умеренным политиком, захочет проверить на прочность основы диалога Берлина и Москвы без очевидных причин.Внешняя политика Аннегрет Крамп-Карренбауэр будет стремиться к соблюдению принципов преемственности и предсказуемости. В наследство от Ангелы Меркель ей достанутся задачи реформирования ЕС, обуздания миграционного кризиса, разрешения экономических противоречий с США и развития диалога с Россией. АКК будет искать опору в традиционном консервативном идеологическом багаже ХДС, что может усилить ценностный аспект внешней политики ФРГ. Однако прагматические основы германской дипломатии, обусловленные интересами крупного немецкого бизнеса, сохранят свое значение.