Информационная война против союза Беларуси и России перешла в активную фазу
Александр Носович
Интервью президента Беларуси Александра Лукашенко российским СМИ в интернет-пространстве использовали для того, чтобы начать новую атаку на союз России и Беларуси. Вбросы дезинформации, искажения слов Лукашенко, ложные цитаты, которых белорусский лидер не говорил, — это признаки того, что перманентная информационная война против российско-белорусской интеграции и Союзного государства перешла в новую активную фазу.
«Лукашенко выговорился. Сначала старался быть осторожным, но потом все-таки сформулировал главную свою тревогу: "Под видом глубокой интеграции Россия хочет инкорпорировать Беларусь и разрушить страну". Кажется, никто не ожидал услышать от него такие слова в адрес российских властей».
Это сообщение, которое появилось в одном из телеграм-каналов во время большой пресс-конференции президента Беларуси для российских СМИ.
Это сообщение — ложь: Александр Лукашенко за несколько часов проведения пресс-конференции таких слов не говорил.
Речь о сценарии включения Беларуси в состав России действительно заходила, но Лукашенко не обвинял российские власти в желании ликвидировать Республику Беларусь и не говорил, что интеграция означает инкорпорацию и разрушение белорусского государства. Не было обращений с упреками к Путину или Медведеву и тем более истерик в прибалтийском стиле о том, что Россия готовится оккупировать Беларусь.
На самом деле белорусский лидер говорил, что Беларуси нужна честная и прозрачная интеграция в рамках Союзного государства и что разговоры, в которых равноправную интеграцию рассматривают как вхождение Беларуси в состав России, неприемлемы.
Утверждения, что Лукашенко назвал интеграцию инкорпорацией и демонтажем белорусской государственности — откровенное передергивание.
По сути, Лукашенко рассмотрел различные варианты выстраивания отношений Беларуси с Россией: от инкорпорации, которая неприемлема для Минска, до интеграции «во имя единения наших народов». Он подчеркнул в ходе все той же пресс-конференции, что Минск стремится именно к сценарию интеграции.
Однако СМИ, написавшие, что белорусский президент назвал интеграцию инкорпорацией и угрозой существованию Беларуси, предпочли этого не заметить.
Эти СМИ с удовольствием использовали фразу «Я Путину сказал: мы скоро будем Бога молить, чтобы там НАТО стоял, а не эти отморозки-нацмены» для создания новостей типа «Лукашенко поддержал вступление Украины в НАТО», но совершенно пренебрегли ответом белорусского президента на вопрос об Украине по сути. Потому что Лукашенко на вопрос об Украине сказал, что проблемы нашего региона должны решать не США и не Европа, а «мы втроем должны за стол сесть» — Россия, Украина и Беларусь.
«Я уже готов был как пограничник встать на той границе, учитывая, что ко мне нормально русские люди относятся и украинцы, и выборы там провести по Минскому соглашению… Что вы думаете? Те, кому надо прекратить эту войну, прежде всего — Порошенко и украинцы, сами начали это отвергать. Мотивацию нашли: Лукашенко пророссийский», — говорил президент Беларуси на все той же пресс-конференции. Эти слова тоже проигнорировали.
Тем более «независимые медиа» утаили от аудитории, что на вопрос, видит ли Лукашенко угрозу Беларуси с востока (от России), белорусский лидер ответил, что видит угрозу с юга (от Украины). Они осознанно конструировали в головах у читателей выдуманную реальность, в которой «Батька» видит в интеграции оккупацию, желает Украине вступить поскорее в НАТО и не прочь видеть там Беларусь.
Информационная война против союза Беларуси с Россией, которая непрерывно ведется почти четверть века существования Союзного государства, вступила в очередную фазу активизации.
Активизация происходит всякий раз, когда в российско-белорусских отношениях появляется потенциально конфликтный вопрос, который при правильно организованной подрывной деятельности можно раскачать до полноценного конфликта.
Как только такой вопрос вырисовывается на горизонте, на арену выходят профессиональные кликуши, которые начинают голосить: гипс снимают, клиент уезжает! Союзное государство доживает последние дни: Путин введет в Беларусь свои танки, а Лукашенко вступит в НАТО и Евросоюз.
Резкая активизация такого кликушества и означает активизацию информационной войны против белорусско-российской интеграции.
Предыдущий всплеск информационных истерик на тему «все пропало» случился два года назад, когда Беларусь ввела пятидневный безвизовый режим для граждан 80 государств, прибывающих в страну самолетом. Тогда Россия посчитала это угрозой своей безопасности и отказалась принимать иностранцев, которые въезжают на ее территорию из Беларуси.
Тут же последовала серия вбросов от профессиональных кликуш. Путин и Лукашенко восстанавливают пограничный контроль. Россия отгородится от Лукашенко границей. Возрождение российско-белорусской границы — начало конца Союзного государства.
Чем все закончилось? Российские и белорусские чиновники два года в тиши кабинетов занимались синхронизацией миграционного законодательства двух стран, и на последнем Совете министров Союзного государства, который заседал 13 декабря в Могилеве, был представлен проект соглашения о взаимном признании виз. Соглашение одобрили и Россия, и Беларусь. Ни о каком восстановлении пограничного контроля на российско-белорусской границе и речи нет, равно как о распаде Союзного государства.
Теперь для того, чтобы вбить клин в российско-белорусский союз, используются переговоры о компенсации Беларуси за налоговый маневр России в нефтяной сфере.
Москва и Минск выходят на переговоры со своими условиями, у каждой стороны свои представления о форме и порядке компенсации — гипотетически из этого можно раздуть полноценный конфликт, который надолго, если не навсегда, остановит союзную интеграцию.
И вот уже крайне оппозиционное белорусское издание со ссылкой на «свой источник» пишет, что у Лукашенко состоялось секретное совещание, на котором руководство страны решило до последнего стоять за независимость и противиться оккупации Беларуси Кремлем.
На следующий день эту новость весьма эмоционально опровергает пресс-секретарь Лукашенко: «С вопросом независимости в нашей стране определились давно, и он даже не обсуждается. Никаких совещаний на эту тему не было, это все плод чьей-то буйной фантазии». Но новость уже разошлась по всему интернету: все антироссийски настроенные русскоязычные СМИ считают своим долгом сослаться на нее как на доказанный факт.
Это и есть информационная война — война без правил приличия и без всякого намека на журналистскую этику.
Вбросы дезинформации, искажения реальных слов и ложные слова, которых никто не говорил, сообщения о событиях, которых не было, — со всем этим России и Беларуси придется жить, пока ведутся переговоры по налоговому транзиту и другим спорным вопросам двусторонних отношений.
Как на все это реагировать, лучше всех сказал все тот же Александр Лукашенко на все той же пресс-конференции с российскими журналистами. «Что касается горячих поводов, то какие бы искры ни летели в спорах на самом высоком уровне, даже не пытайтесь раздувать из них пламя. Это рабочие моменты. В отношениях между нашими странами еще не было ситуаций, в которых мы не нашли бы компромисса».
Эти слова белорусского президента создатели «сенсаций» о том, что Лукашенко боится инкорпорации Беларуси в состав России, конечно, тоже проигнорировали.