Украинские националисты отнимают у одесситов историю их города
Сергей Миркин
Директор Института национальной памяти Украины Владимир Вятрович предложил одесситам снести памятник Екатерине II. Это продолжение той же политики, которая породила декоммунизацию и тотальную украинизацию в образовании. Украинцев хотят заставить забыть прошлое, окончательно «перековав» их самосознание, переформатировав идентичность.
Ничего неожиданного в том, что на Украине набирает обороты кампания против памятника Екатерине Великой в Одессе, нет. Монумент основателям Одессы, где скульптура императрицы лишь одна из нескольких, давно, как бельмо на глазу, беспокоит украинских националистов. Снести памятник «национально сознательные» граждане хотят с того дня, когда он был установлен.
Еще десять лет назад в украинском обществе шел спор, допустимо ли, чтобы памятник Екатерине II стоял на украинской земле. В эти обсуждения даже был втянут тогдашний премьер Виктор Янукович, который выступил против сноса памятника. В те дни памятнику ничто не угрожало. Президент Виктор Ющенко, несмотря на свои правые взгляды, всё же боялся «раскачивать лодку» межнационального баланса слишком сильно. При нём, конечно, шла украинизация, но достаточно мягкая и осторожная, если сравнивать с теперешней.
В сегодняшних украинских реалиях памятник действительно могут снести. Директор Института национальной памяти Владимир Вятрович уже кинул такой клич. И хотя кузница новой украинской идентичности пока только рекомендовала одесскому горсовету демонтировать памятник, практика показывает, что такие рекомендации быстро становятся приказом властей. После аналогичных инициатив стартовала политика декоммунизации, запретили обслуживать на любом языке, кроме украинского, в кафе и магазинах Киева, началась полная украинизация образования.
Институт, возглавляемый Вятровичем, смело можно назвать органом «исторической инквизиции». Его задача — переписывать историю под националистические стандарты.
Чем же украинским националистам так не нравится Екатерина II?
Украинские радикалы уже не одно десятилетие обвиняют императрицу в юридическом закреплении крепостного права в 1785 году на землях бывшей Гетманщины и в ликвидации Запорожской Сечи в 1775 году.
Безусловно, Екатерина II была прежде всего императрицей аристократии. Во времена ее правления дворянство получило столько вольностей, сколько не получало от других правителей России ни до, ни после. Сословие освободили от телесных наказаний, дворяне получили право не служить, если того не хотели. До этого представители аристократии обязаны были служить или на военном, или на гражданском поприще.
За дворянами закреплялось монопольное право на владение землей, недрами и крепостными крестьянами. В губерниях и уездах стали образовываться дворянские собрания.
Крестьяне же в ее правление утратили остатки прав: внутренняя политика в этой сфере была направлена на усиление крепостничества — крестьянам было запрещено жаловаться на помещиков, принимать присягу, брать откупы и подряды. Помещик получил право не только ссылать крестьян в Сибирь, но и отправлять на каторжные работы. Широко практиковалась раздача государственных крестьян помещикам. Для евреев была введена черта оседлости, в пределах которой они имели право проживать.
Распространение крепостного права на украинские земли прекрасно вписывается в общий контекст внутренней политики императрицы. По легенде, Екатерине II принадлежат слова: «Есть народы, которым нужна свобода, как французам, для моих же подданных она губительна».
Почему императрица так благоволила аристократам за счет других подданных? Она хорошо понимала реальную ситуацию в России XVIII века. Вся политическая власть была в руках дворянства. Екатерина II сама пришла к власти «на штыках» гвардейцев и прекрасно осознавала, что так же может ее лишиться. Кроме того, ее легитимность как правителя всегда оставалась под вопросом, так как она пришла к власти, свергнув мужа.
Ярким примером того, что царь той эпохи не мог править без одобрения аристократии, послужила судьба сына Екатерины Павла I, который во времена своего правления начал «урезать» привилегии дворян, в результате чего был убит представителями аристократии.
Поэтому для Екатерины Великой главным условием царствования была лояльность дворян, а права крестьян приносились в жертву.
Что до ликвидации Запорожской Сечи, то и это было вполне рациональным решением.
Потребность империи в таком государственном военизированном образовании, как Запорожская Сечь, после покорения Крыма и усмирения татар просто отпала.
В чём было предназначение Сечи? Защищать малороссийские земли от набегов крымских татар. Крым покорён; татары, соответственно, стали поданными империи и никакие набеги устраивать не будут. Запорожская Сечь стала не нужна.
Также нужно учитывать тот факт, что после Пугачевского бунта, движущей силой которого были яицкие (уральские) казаки, и гайдамацкого восстания Екатерина II не доверяла сечевикам во главе с их амбициозным предводителем Петром Калнишевским.
Но вернемся к памятнику в Одессе.
Украинским националистам могут не нравиться некоторые деяния императрицы, однако одесситы чтят память государыни, при которой основали их город. Но «свядомым» на это плевать.
После развала СССР украинские историки принялись доказывать, что при Екатерине II Одессу не основывали, что на этом месте на момент прихода российских войск уже был славный город Хаджибей, который и переименовали в Одессу. Такая версия в пух и прах разбивается о воспоминания Армана-Эммануэля де Виньеро дю Плесси де Ришелье — градоначальника Одессы, который прибыл в данный населенный пункт в 1803 году. Арман-Эммануэль увидел такую картину: «…Глиняные мазанки и наскоро сколоченные из досок уродливые балаганчики, ютившиеся по краю дороги. Несколько церквей стояли недостроенными. Обширные каменные постройки, имевшие вид казарм, лежали в развалинах. Лишь сотни четыре одно-, редко двухэтажных домиков, сгруппировавшихся в центре города».
Не похоже на цветущий град.
Скорее всего, на месте Одессы действительно была деревенька с названием Хаджибей, но прекраснейший город основали при Екатерине II.
Теперь у горожан хотят отнять их историю. Зачем?
Ответ на этот вопрос дал еще министр пропаганды Третьего рейха Йозеф Геббельс. «Отними у народа историю — и через поколение он превратится в толпу, а еще через поколение им можно управлять, как стадом», — говорил Геббельс.
Вот именно поэтому Вятрович и подобные ему проводники декоммунизации хотят снести и памятник Екатерине II. Они хотят отнять у украинцев — прежде всего русскоязычных украинцев — их историю, а вместо нее навязать свою. Историю, в которой пособник нацистов Степан Бандера и офицер СС Роман Шухевич — герои, в которой бойцы УПА(организация запрещена в России — прим. RuBaltic.Ru) — борцы за свободу Украины, а солдаты Красной армии — палачи.
«Майданные» функционеры боятся связанного с Россией прошлого, ведь оно не может быть только плохим. В прошлом есть и много хорошего. Прошедшие времена могут стать символом, объединяющим людей, несогласных с существующим режимом.
Стоит вспомнить историю Третьего рейха. По приказу Гитлера сыновей убитого в Сараеве эрцгерцога Франца Фердинанда Эрнста и Максимилиана Гогенбергов отправили в концлагерь Дахау. Там их всячески унижали и изощренно издевались над ними. Ведомство Геббельса постаралось, чтобы слухи об этом постоянно циркулировали в Австрии.
Таким образом нацисты разрушали символы империи Габсбургов в сознании австрийцев. Эсэсовцы не только «макали в отхожее место» Максимилиана и Эрнста Гогенбергов, так как те были рождены от неравного брака, из-за чего фамилию правящей династии им было носить запрещено, — они опускали туда всю историю габсбургской Австрии с ее темными и светлыми сторонами.
Адепты киевского режима действуют по рецептам немецких нацистов. Те пытались искоренить из сознания австрийцев историю их родины. «Свядомые» радикалы вроде Вятровича хотят «вырвать с корнем» из памяти украинцев историю их городов, многие из которых были основаны стараниями царей и вельмож Российской империи; хотят заставить забыть, что большинство ныне живущих на Украине родились в великой державе под названием СССР, трудились на благо этой страны и получали от нее такие социальные стандарты жизни, которые сегодняшним гражданам «страны победившего Майдана» и не снились.