Джульетто Кьеза: Прибалтика навязывает не ту Европу, которая нам нужна
Елизавета Болдова
В понедельник в Таллине в международном медиаклубе "Импрессум" должен был выступить с докладом итальянский журналист и политический деятель Джульетто КЬЕЗА. Однако сделать это ему не удалось: он был задержан в гостинице и доставлен в отделение полиции. Эстонские стражи порядка объяснили это тем, что ему запрещён въезд в страну. Эта история вызвала много вопросов как у общественности, так и у представителей итальянской власти. Детали того, что же именно произошло, и о чём свидетельствуют такие шаги эстонского правительства, порталу RuBaltic.Ru рассказал сам Джульетто Кьеза:
- Г-н Кьеза, как известно, власти Эстонии задержали Вас в понедельник в Таллине и запретили Вам въезд в страну. Объяснили ли они причину, и какова ситуация на данный момент?
- Сейчас я нахожусь в Москве. Вчера ночью я на поезде отправился из Таллина в Москву, поэтому эстонская авантюра временно прекратилась. Я говорю «временно», потому что они считают, что она закончилась, а для меня это ещё открытый вопрос. Именно поэтому я сейчас нахожусь в России - я был экстрадирован из Эстонии на основе решения, о котором я ничего не знаю. А решение заключалось в том, что я нахожусь на территории Эстонии незаконно.
Хочу отметить, что я въезжал на территорию Эстонии через нормальный пропускной пункт в аэропорту, и никто не просил меня показать свой паспорт. Значит, они объективно посчитали, что я имел право приехать в страну. Никто меня не остановил и ни о чём не предупредил. А когда я был в гостинице, в 17:30, за полтора часа до начала своей конференции, четыре стража порядка пришли ко мне в номер и обвинили меня в том, что я не имею права находиться на территории Эстонии.
Когда я просил дать мне документ, который бы говорил, что они законно меня преследуют, они сказали, что документ находится где-то в Министерстве внутренних дел Эстонии.
Они добились своего, а именно — воспрепятствовали проведению моей конференции. Но они понесли большой ущерб, который создали своими же руками, потеряв лицо перед Европой.
- Как на этот случай отреагировали в Италии, будет ли официальная нота от правительственных кругов?
- Да, уже была высказана нота протеста. Министерство иностранных дел Италии отправило её послу Эстонии в Риме.
Я её не читал, но мне сообщили, что это была официальная процедура от имени итальянского правительства, потому что было очевидно, что эстонское правительство нарушало все мои права: как гражданина Италии, как гражданина Европы, права человека и права журналиста.
Итальянское правительство отреагировало как надо, и я очень доволен их реакцией. Госпожа Могерини также была проинформирована, и она сделала серьёзное заявление; были и запросы в Европарламент, и выступления нескольких итальянских и - не только - депутатов, и возмущения по поводу того, что происходило. Это большая народная поддержка от Италии, которую я получил из-за невероятного удара по моей личности.
- Собираетесь ли Вы что-либо предпринимать?
- Я хочу продолжать отстаивать свою позицию, пока не получу извинения. Я требую только официальных извинений от правительства Эстонии, а потом посмотрим.
Европейское государство, которое так грубо попирает традиционные ценности Европы, должно получить отпор от руководства Европы. Существуют правила, и если они не соблюдаются или нарушаются, то должны быть последствия. Посмотрим, как будут действовать Европейская комиссия, Европарламент, Еврокомиссия по правам человека и другие инстанции.
Я хочу добиться юридических результатов, поскольку они знали о моих намерениях в Таллине и поскольку они не показали мне документ.
Мне сказали, что запрет на присутствие в Эстонии заканчивается 13 января 2015 года, и я заявляю заранее, что если меня кто-то пригласит на конференцию в Таллин, то я сразу куплю билет на самолёт и поеду. И сделаю ту же конференцию, которую сорвали.
- Запреты на въезд в страну практиковались ещё раньше, и не только Эстонией, но и другими прибалтийскими республиками. Но обвинять гражданина Евросоюза в незаконном проникновении на территорию страны Евросоюза – это новый шаг в политике прибалтийских стран. О чём это свидетельствует в масштабах международных отношений?
- Европа как ЕС была создана на базе взаимного примирения. Я напоминаю, что сегодняшняя Европа создавалась после Второй мировой войны, когда Германия была больше всех виновата в случившейся трагедии. Тем не менее, европейские государства, которые понесли ущерб от Германии, решили, что надо прийти к соглашению. Это не значит забыть прошлое: сначала прошёл Нюрнбергский процесс, а потом все примирились.
Я вижу, что сейчас есть государства, которые входят в состав ЕС и не хотят примирения. Они хотят реванша и постоянно напоминают об этом. В данном случае, это направлено против России. На этой почве никакого единого европейского государства нельзя создать, потому что эти страны имеют право на существование, развитие, достоинство и так далее, но они не могут претендовать на то, чтобы вся Европа стала заложником их памяти.
Я считаю, было бы хорошо, если бы они спокойно адаптировались к новой ситуации и не разжигали бы постоянно и систематично, как они это делают сейчас, рознь между Европой и Россией.
Россия не наш противник, наоборот, она — наш партнёр. Надо устанавливать с Россией хорошие стратегические и экономические отношения. Надо уважать суверенитет и безопасность России, чего мы не делали в течение 25 лет. Мы не уважали право на безопасность России, мы расширили НАТО и делали другие вещи провокационного порядка со стороны Европы. Это не та Европа, которая нам нужна.
То, что произошло со мной в Эстонии, говорит о том, что там есть силы, которые примирения абсолютно не хотят.