Прибалтика и Украина ищут контакты с «агрессивной» Россией
Алексей Ильяшевич
Главные борцы с «российской агрессией» — Прибалтийские республики и Украина — пытаются наладить каналы коммуникации с Кремлем. Владимир Зеленский послушно выполняет «домашнюю работу» для проведения саммита в «нормандском формате», власти Литвы проводят с Россией обмен шпионами, а президент Эстонии Керсти Кальюлайд раздумывает о посещении Москвы на 9 мая. Инициативу в переговорах проявляет каждый раз не Россия. Она, напротив, не суетится и спокойно наблюдает за тем, как восточноевропейские русофобы сами лезут к ней договариваться.
Тенденции последних месяцев наиболее ярко проявляются в политике Зеленского. До его прихода на Западе сложился негласный консенсус: Украина сделала все, что могла, а выполнение Минских соглашений саботирует Россия. Но после президентских выборов именно Киев предпринял попытку «перезагрузить» переговорный процесс.
В последние месяцы Зеленский послушно выполняет задачи, которые Кремль поставил перед Петром Порошенко еще в 2016 году. Речь идет об утверждении «формулы Штайнмайера» и разведении сил и средств на трех участках фронта. Таковы российские условия для проведения встречи в «нормандском формате», которой президент Украины добивается со дня инаугурации.
Казалось бы, «формула» подписана, разведение состоялось, дорога к очной встрече с Путиным открыта. Западная пресса сообщила, что лидеры России, Франции, Германии и Украины должны встретиться 9 декабря.
Информацию подтвердили и в Елисейском дворце, и в федеральном правительстве Германии, и в офисе Зеленского. Молчит только Москва.
«Я думаю, что в этом году вполне будет шанс провести (встречу лидеров «нормандской четверки» — прим. RuBaltic.Ru), — заявил помощник президента России Юрий Ушаков. — Я не могу назвать конкретные сроки, потому что они еще пока обсуждаются, но, очевидно, в этом году».
Почему у всех остальных сроки согласованы, а Россия их только обсуждает? Потому, очевидно, что у Путина есть еще одно условие (о котором он, кстати, говорил открыто): до встречи по линии министров иностранных дел должен быть согласован некий новый рамочный документ. Тогда лидерам «нормандской четверки» останется только подписать его.
Зеленскому, напротив, нужны переговоры «разведывательного» характера. Никаких обязательств брать на себя он не хочет — хочет только прощупать почву, увидеть реакцию Путина на попытки подкорректировать Минские соглашения. Но сама встреча нужна как можно быстрее. Вероятно, поэтому Киев пытается выдвигать свои ультиматумы.
Глава комитета Верховной рады по вопросам национальной безопасности, обороны и разведки Александр Завитневич заявил, что дальнейшее разведение сил в Донбассе возможно только после встречи Зеленского с лидерами России, Франции и Германии. После нормандского саммита также должна начаться работа над новым законом об особом статусе Донбасса, хотя и Москву, и Донецк с Луганском вполне устраивает действующий вариант.
Трудно не увидеть здесь попытку шантажа, за которой кроется желание Зеленского приблизить долгожданную встречу с президентом «страны-агрессора».
Прибалтийские республики оказались в несколько иной ситуации. У них нет насущной необходимости возобновлять диалог с Россией на высшем уровне. Президент Литвы Гитанас Науседа считает неуместным идти на контакт с Путиным, пока ситуация на Украине остается напряженной. Но и ему это не помешало немного разрядить отношения: на днях Россия и Литва обменялись шпионами.
О подготовке к обмену новостное агентство BNS сообщало еще месяц назад. И если литовские чиновники поначалу просто отмалчивались, то представитель МИД РФ Мария Захарова заявила, что ее ведомство не располагает никакой информацией по этой теме. Затем и лично Лавров назвал сообщения о подготовке обмена осужденными за шпионаж «политическими спекуляциями».
Вероятно, дело в том, что Литве тоже нужно было выполнить определенную «домашнюю работу».
7 ноября Сейм принял законопроект, который регламентирует процедуру обмена шпионами с иностранными государствами. Через четыре дня его подписал Науседа. В промежуток между принятием и вступлением закона в силу российский МИД снова заявил, что ему ничего не известно о возможном обмене. Ситуация прояснилась сама собой, когда Науседа помиловал российских граждан Николая Филипченко и Сергея Моисеенко.
Кто был инициатором обмена, остается только догадываться. Но если от России требовалось только выдать двух литовских шпионов и одного норвежца, то Литве ради этого пришлось принимать поправки в свой Уголовный кодекс. Москва спокойно ждала, пока Науседа и компания устранят юридические препоны.
Эстония тем временем продолжает рвать русофобские шаблоны. Началось все с неожиданной поездки Керсти Кальюлайд прямо в «логово зверя» — к Путину в Кремль. После исторической встречи с российским лидером на эстонского лидера вылилось много грязи, но благодаря этому она стала главным ньюсмейкером Прибалтики.
Теперь Кальюлайд хочет закрепить успех. Месяц назад она отправила официальное приглашение президенту России на VIII Всемирный конгресс финно-угорских народов, который состоится в Тарту летом следующего года.
Теперь же эстонская общественность, политики и эксперты рассуждают о том, насколько целесообразно Кальюлайд посещать торжественные мероприятия в Москве по случаю 75-летия Победы над нацизмом 9 мая 2020 года.
«Моя личная позиция заключается в том, что, если президент решит ехать в Москву, я ее в этом поддержу», — заявил премьер-министр Эстонии Юри Ратас. Министр иностранных дел Урмас Рейнсалу — главный поборник взыскания с России компенсаций за «советскую оккупацию» — придерживается противоположного мнения.
Зампредседателя Центристской партии Яанус Карилайд предположил, что «президент могла бы поехать», и даже рекомендовал ей увязать визит в Москву с «возможным посещением Эстонии Путиным, чтобы он приехал на Конгресс финно-угорских народов в Тарту летом 2020 года». С подобным предложением выступает отнюдь не маргинал, а представитель центристов, которые на выборах 2019 года заняли второе место и вошли в коалицию.
Самое забавное, что приглашение на парад Победы Кальюлайд еще не получала.
И не факт, что получит, особенно если отношения между Таллином и Москвой в скором времени омрачит какой-нибудь политический скандал. Президент Эстонии просто обмолвилась, что будет размышлять об очередной поездке в Москву, если такая возможность представится.
Несколько лет назад украинские, литовские, эстонские чиновники неосмотрительно вешали на Россию ярлык «страны-изгоя».
Сегодня выясняется, что с «изгоем» все-таки нужно иметь каналы коммуникации, поскольку без него не решается ни один важный вопрос глобальной политики.И даже самые непримиримые борцы с «российской агрессией» вынуждены приспосабливаться к этой реальности.