С Холокостом шутки плохи: Литва совершила грубейшую ошибку
Алексей Ильяшевич
Героизация Литвой организаторов Холокоста из числа «лесных братьев» вызвала осуждение Госдепартамента США. Литве становится все труднее находить общий язык с еврейской общиной и обелять своих «национальных героев» — убийц евреев. Официальный Вильнюс совершил грубейшую ошибку в своей внешней политике, взявшись оправдывать участников Холокоста. Последствия этой ошибки дорого обойдутся Литве.
Спецпосланник Госдепа по вопросам Холокоста Черри Дэниелс в своем Twitter-аккаунте решила отчитать Литву за чествование нацистских преступников. По мнению дипломата, прославление людей, которые принимали участие в уничтожении еврейского населения, создает «разногласия, позволяющие распространять дезинформацию, пропагандировать антисемитизм и наносить вред международной репутации Литвы».
Дэниелс также заметила, что «в каждой стране есть свои темные моменты». Поэтому при решении сложных вопросов прошлого важно объективно анализировать действия исторических личностей, чтобы определить позитивные и негативные аспекты их деятельности.
Послание представителя Госдепа для «Твиттера» оказалось слишком длинным — пришлось разбить его на пять частей.
При этом ни одного имени Черри Дэниелс не назвала, равно как и не привела ни одного конкретного факта. Но здесь и без пояснений понятно, о чем и о ком идет речь.
Разногласия в литовском обществе породил скандал вокруг памятной таблички Йонасу Норейке, которую сначала установили, потом снесли, потом восстановили, потом опять демонтировали… и опять установили! Правда, установили уже самочинно, без разрешения местных властей.
После этого мэр Вильнюса Ремигиюс Шимашюс назвал табличку «памятником позора», а председатель Еврейской общины Литвы Фаина Куклянски возмутилась безнаказанностью националистов. Наказания они действительно не понесут — литовская полиция решила не проводить расследование по факту незаконной установки таблички, не найдя для этого достаточных оснований.
Как бы то ни было, копья ломаются именно вокруг фигуры Норейки.
Его «героических заслуг» в области репрессий против еврейского населения в годы Второй мировой войны не отрицает даже Центр исследования геноцида и сопротивления жителей Литвы (ЦИГСЖЛ).
Не отрицает, но весьма неумело оправдывает: дескать, Норейка просто был вынужден выполнять приказы нацистского командования...
Неудивительно, что самыми последовательными обличителями «генерала Ветра» стали евреи. Американец еврейского происхождения Грант Гочин даже судился с Литовским государством, требуя официально признать Норейку преступником.
Формально на его стороне оказался и столичный градоначальник, который до этого производил впечатление вполне «сознательного» литовского гражданина. Ему и судебные заседания не понадобились, чтобы уличить Норейку в страшных преступлениях и принять решение о демонтаже памятной таблички на фасаде здания Литовской академии наук.
Под горячую руку Шимашюса попал также политик-антисемит Казис Шкирпа, имя которого до недавнего времени носила одна из вильнюсских улиц. Теперь не носит; более того, столичный суд отказался принять иск с требованием отменить решение о переименовании.
Возмущенные националисты тем временем срывают злость на тех, против кого и боролись их кумиры.
В августе из-за участившихся угроз Еврейская община Литвы закрывала Вильнюсскую хоральную синагогу и свой офис. Пару дней назад произошел еще один резонансный случай: неизвестные насыпали свастику на тротуаре возле здания ЕОЛ. В связи с этим полиция начала досудебное расследование, а премьер-министр Саулюс Сквернялис выдал традиционный для себя спич. Тезисы стандартные: виновных накажем, разжигания национальной и религиозной вражды не потерпим…
Правда, в словах главы правительства прозвучали и новые нотки. В частности, он отметил, что подобные инциденты наносят ущерб международному имиджу республики. То есть, по сути, повторил слова Черри Дэниелс, которая за пару дней до этого предвосхитила новый виток напряженности в литовском обществе.
Позиция спецпосланника Госдепа по вопросам Холокоста — это черная метка для Йонаса Норейки и однозначный сигнал для литовских властей: подобных персонажей пора вычеркивать из пантеона национальных героев. Потому что на них уже клейма негде ставить.
Затянувшаяся «битва за Норейку», которую националисты проигрывают, стала возможной благодаря отсутствию консолидированной позиции государства. Первым в героизме «генерала Ветра» усомнился министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс, затем компанию ему составил мэр Вильнюса. Президент Гитанас Науседа тем временем ничего конкретного не говорит — просто призывает спокойно во всем разобраться. Но спокойно не получается.
На этом фоне в соседней Латвии, где проблема героизации нацистских преступников не является столь же актуальной, тоже произошло знаковое событие.
Генеральная прокуратура приняла решение возобновить посмертный уголовный процесс против нацистского коллаборациониста Герберта Цукурса, которого подозревают в уничтожении мирного еврейского населения.
Скандальное дело рассматривали с 2006 года, и лишь недавно государство официально оправдало Цукурса. Точнее, не нашла оснований признать его виновным в геноциде. По словам генерального прокурора Латвии Эрика Калнмейерса, нет стопроцентных доказательств того, что Цукурс лично убивал евреев.
В итоге прокуратура вознамерилась перепроверить заключение по делу «рижского мясника» под предлогом того, что оно было принято преждевременно. К такому выводу пришел старший прокурор отдела расследования особо важных дел Модрис Адлерс, он же и отменил решение о прекращении процесса.
Вполне возможно, что этому поспособствовала ситуация в соседней стране.
Оправдательный приговор Цукурсу снова открывает возможности для его героизации. А что происходит с репутацией страны на международной арене, когда к «лику святых» причисляют военных преступников, на собственном примере демонстрирует Литва.
Кстати, героизация печально известного летчика забуксовала буквально на старте. Если Норейку в ЦИГСЖЛ защищают, то комиссия историков при президенте Латвии выступила против Цукурса, посчитав нежелательным его перезахоронение на Братском кладбище.
Нового идола «слепить» не получится — материал слишком скверный. Но и оставлять «рижского мясника» в состоянии неопределенности опасно (свои почитатели у него наверняка найдутся). Опять-таки, Норейка не даст соврать.
Лучшее решение для Латвии — признать Цукурса виновным и забыть о нем, как о страшном сне.Если статья «геноцид» не подходит, то для члена кровавой «команды Арайса» наверняка можно найти другую. Тогда Рига застрахуется и от споров с еврейской общиной, и от критики со стороны Госдепа. Иными словами, не станет наступать на литовские грабли и стрелять себе в ногу во внешней политике.