Длинная избирательная кампания на Украине подходит к концу. Уже в понедельник страна узнает имена новых народных избранников, которым предстоит сформировать коалицию и утвердить состав правительства. На плечи депутатов Верховной рады IX созыва ляжет задача, с которой не справились и не могли справиться их предшественники — положить конец войне в Донбассе. Ключевой вопрос: способен ли новый парламент обеспечить мирное урегулирование конфликта?
Больших сюрпризов от предстоящих выборов ожидать не приходится. Уже понятно, какую расстановку сил мы увидим в Верховной раде после 21 июля. Рейтинги «Слуги народа» не взлетели (хотя, по некоторым соцопросам, партия президента набирает абсолютно большинство голосов), но и не просели до критического уровня в 30%.
Даже если Зеленский и компания не сумеют самостоятельно сформировать большинство, остальные партии могут претендовать только на роль младших партнеров. Локомотивом коалиции все равно будет «Слуга народа» — ее фракция должна взвалить на себя тяжкий груз реализации Минских соглашений.
Именно украинскому парламенту в «Минске — 2» отведена ключевая роль.
Так называемая политическая часть договоренностей — прерогатива Верховной рады. Депутаты должны принять законы, регламентирующие проведение местных выборов в отдельных районах Донецкой и Луганской областей (ОРДЛО), закон об амнистии участников вооруженного конфликта, а также закрепить в Конституции особенности местного самоуправления в Донбассе.
Во время каденции Петра Порошенко эти вопросы даже не обсуждались. Для отвода глаз был принят закон «Об особом статусе Донбасса». Он продлевается из года в год и не имеет реальной правоприменительной практики. К тому же его положения фактически перечеркивает так называемый закон о реинтеграции Донбасса, который было бы логично отменить в качестве первого шага на пути к миру.
Будет ли Верховная рада обладать политической волей для реализации «Минска — 2»? Ответить на этот вопрос непросто хотя бы потому, что новый созыв парламента обещает быть самым непредсказуемым за годы независимости Украины.
Если коалиция Блока Петра Порошенко (БПП) и «Народного фронта» твердо стояла на позициях евроинтеграции, воинственного национализма и пещерной русофобии, то команда Зеленского не настолько подкована в вопросах идеологии.
По большому счету, откуда взяться идеологии в несуществующей партии? «Слуга народа» — не полноценная политическая сила, а разношерстная компания незнакомых друг с другом людей, объединенных личным брендом новоизбранного президента.
Едва ли кто-то может спрогнозировать, в какую сторону полетит эта неуправляемая ракета.
Хотя в контексте войны в Донбассе слово «неуправляемая» явно не к месту. Скорее наоборот — управляемая в ручном режиме! Вспомним, что и действующие нардепы в свое время отказывались принимать «предательский» закон «Об особом статусе Донбасса». Тогда помощник госсекретаря США Виктория Нуланд провела разъяснительную беседу с лидерами парламентских фракций и доходчиво объяснила им, как надо голосовать.
После 21 июля правила игры останутся неизменными. Запад сказал «надо» — значит, надо!
Сам Зеленский к тому же демонстрирует полную решимость работать в парадигме внешнего управления Украины. Особенно когда дело доходит до Донбасса.
Обсуждать эту тему он не готов ни с представителями Луганской и Донецкой народных республик (ЛДНР), ни с президентом России Владимиром Путиным в формате личной встречи. Оно и понятно: все шаги нужно согласовывать с западными кураторами. А если о чем-то договариваешься за их спинами, то в лучшем случае рискуешь оказаться в неловком положении.
Зеленский предлагает решать проблему Донбасса в присутствии президента США Дональда Трампа, канцлера ФРГ Ангелы Меркель, президента Франции Эммануэля Макрона и премьер-министра Великобритании Терезы Мэй. Но если за одним столом соберутся Путин, Трамп, Меркель, Макрон и Мэй, то зачем там Зеленский? Публику веселить?
Предлагая подобный формат, президент Украины без обиняков говорит международным партнерам: «Вы там как-нибудь сами договоритесь, а мы выполним».
Юлия Тимошенко, которая хочет войти в коалицию со «Слугой народа» и занять пост премьер-министра, еще во время президентской кампании предлагала привлечь к переговорному процессу США и Великобританию.
Святослав Вакарчук в дебри Минского процесса вообще не лезет — слишком сложно. Но вряд ли его партия «Голос» будет сопротивляться реализации плана, одобренного внешними игроками.
То есть все потенциальные участники коалиции согласны с тем, что война в Донбассе — не их сфера компетенции.
Поэтому ожидать каких-либо решительных шагов на этом направлении можно только в том случае, если Запад даст новому парламенту четкий сигнал.
Но откуда ждать этого сигнала? Коллективного Запада больше нет, и это только полбеды.
Даже коллективных Соединенных Штатов Америки за годы каденции Трампа не осталось.
Свои личные разборки с демократами хозяин Белого дома проецирует на внешнюю политику. В преддверии выборов президента США Украине, которая традиционно считалась вотчиной демократов, отводится особая роль. Где-то здесь зарыта «кащеева смерть» — компромат на Джо Байдена, главного соперника Трампа.
Личный адвокат американского лидера Рудольф Джулиани через социальные сети уже открыто спрашивал у Зеленского, когда тот даст ход расследованию вмешательства Украины в выборы президента США на стороне Хиллари Клинтон.
Вот тема, которая реально интересует команду Трампа, а Минский процесс маячит где-то на периферии его внешнеполитических приоритетов.
Казалось бы, на фоне «брексита» Евросоюзу тоже не до Украины, хотя Франция и Германия недвусмысленно намекают Зеленскому, что с Москвой нужно мириться. По факту ЕС уже запустил процесс снятия антироссийских санкций. Чтобы довести его до ума, европейцам нужно добиться от Украины реализации Минских соглашений.
Опасность того, что Берлин и Париж будут давить на Незалежную и толкать ее на «мировую» с Москвой, буквально витает в воздухе.
В этом контексте показательны слова министра иностранных дел Украины Павла Климкина, который после конфликта с президентом ушел в отпуск и, судя по всему, в свой рабочий кабинет уже не вернется. Нынешнее положение позволяет ему не соблюдать дипломатический этикет, вот он и рубит правду-матку.
По словам Климкина, все больше политиков в Европе «хотят продать Украину России». «Решение ситуации по Украине — как баба с возу. В Германии считают точно так же. Вообще, более половины европейских стран готовы встать на российскую сторону в тот или иной момент», — с горечью замечает
Почему мало времени? Потому что промежуток между парламентскими выборами на Украине и выборами президента США — идеальное время для имплементации Минских соглашений.
Пока американцы будут заняты своими делами, Россия, Германия и Франция могут попытаться сдвинуть ситуацию с мертвой точки. Сбросить «бабу с воза», по выражению Климкина.
Вопрос только в том, договорятся ли они между собой и будет ли перед украинским парламентом жестко поставлена задача проголосовать за «путинские» законы.
Народ ждет окончания войны в Донбассе от Зеленского и его партии. Но новоизбранный президент не просто не имеет внятной позиции по этому вопросу — он не считает нужным ее иметь. А зачем, в самом деле?
Если внешние игроки придут к соглашению, как это было в сентябре 2014 года, то Зеленскому придется засунуть свою позицию в одно общеизвестное место.Таков главный итог «революции достоинства», которая низвела роль украинского президента и парламента в международной политике до предмета интерьера.