Латвийское правительство одобрило «Основные принципы нравственного воспитания» в школах, а глава Минобрнауки рассказал о «щупальцах Кремля». Ранее Сейм Латвии уже обязал всех учителей быть непременно «лояльными». Таким образом, правящие последовательно превращают систему образования в машину по выпуску «правильных» латышей, критическое мышление для которых – ненужный и вредный навык.
В июне прошлого года Сейм Латвии законодательно закрепил «лояльность» как обязательное качество преподавателя. «Работать педагогом имеет право лицо, лояльное Латвийской Республике и Сатверсме (Конституции – прим. RuBaltic.Ru)», – гласит дополненная 48-я статья Закона об образовании. Может ли в демократическом правовом обществе существовать юридическое понятие лояльности? Нет, не может – настойчиво твердили европейские эксперты ещё десять лет назад, когда латвийский законодатель сочинял Закон о гражданстве. Видимо, не такое оно и демократическое, это латвийское общество: рекомендации экспертов были успешно проигнорированы. Национально мыслящие законотворцы снова сделали по-своему.
Лояльный так лояльный. Вот только что это такое и каким прибором измеряется, до сих пор неизвестно.
Но политики не останавливаются, а идут дальше. На днях правительство Латвии одобрило «Основные принципы нравственного воспитания». «В нынешней сложной геополитической ситуации новые правила чётко прописывают общность дел и ценностей, которые связаны с государственностью, принадлежностью к государству и созданием отношения к стране уже с малых лет», – анонсировал идеологический документ министр образования Карлис Шадурскис. В фокусе «Основных принципов» – всё та же лояльность. Для её взращивания 9 мая школам предписывается отмечать День Европы. При этом учебные заведения должны участвовать в мероприятиях, которые «способствуют пониманию и формированию («правильного» – прим. RuBaltic.Ru) отношения» к определённым историческим событиям. Среди таких дат «День памяти участников баррикад» 20 января, «Дни памяти жертв коммунистического геноцида» 25 марта и 14 июня, «День разгрома нацизма и памяти жертв Второй мировой войны» 8 мая (!).
Всё логично: идейная борьба с Днём Победы ведётся давно. Смена даты и наполнение праздника иным, нарочито трагичным содержанием лишает 9 мая его мобилизационного потенциала, подменяет символическое значение Победы.
«Идеологических щупалец Кремля в школах не будет», - так говорил Шадурскис.
Фокус на трагических страницах истории – тот же непомерный символизм советских репрессий – взращивает в молодых латвийцах комплекс «нации-жертвы». Тоже понятно. Новые поколения национально мыслящих политиков должны будут продолжить дело отцов: снова и снова требовать от России компенсацию за советскую оккупацию.
Для придания товарного вида латвийский «нравственно-образовательный» продукт заворачивается в цветастую продажную упаковку. В соответствии с «Основными принципами» детям будут прививать двенадцать положительных качеств: ответственность, прилежность, смелость, честность, мудрость, вежливость, сострадание, умеренность, самоконтроль, солидарность, справедливость и толерантность. Что ж, красиво. Отбросим эту декоративную мишуру – получим банальный латышский нацбилдинг. Nothing more.
Инструмент, кстати говоря, весьма примитивный для сегодняшних реалий. Моральный кодекс строителя коммунизма от 1961 года, только на новый лад да с ярко выраженным националистическим акцентом. Меняем «коммунизм» на «латышскую Латвию», идеологический пафос оставляем прежним, и вуаля: программа по созданию «правильных» латышей готова.
Закон об образовании уже дополнен пресловутой «лояльностью». В качестве инструкций политруку введены «Основные принципы нравственного воспитания». Дело за малым: очистить систему от ненадёжных элементов. В апреле министр Шадурскис уже заявил о необходимости принятия законов, которые дадут возможность контролировать нелояльные к Латвии школы и педагогов.
Пока юридические инструменты для борьбы с этими «нелояльными» находятся в разработке, чиновники Минобрнауки решили провести кампанию по устрашению строптивых преподавателей. Жертвой публичной экзекуции была выбрана рижская частная школа Innova. Госслужба качества образования не продлила учебному заведению аккредитацию образовательных программ. Одна из официальных причин – «нелояльность» персонала и выпускников школы Латвийской Республике и её Конституции. De facto – месть Полиции безопасности за организацию бывшими выпускниками Innova памятной акции «Бессмертный полк» на 9 мая. В настоящее время школа оспаривает решение чиновничьей братии.
Латвийское образование между тем идеологизируется семимильными шагами, становясь политической служанкой. Лояльность государству подменяется лояльностью правящим, а педагоги превращаются в рафинированных конъюнктурщиков. Такие учителя никогда не воспитают в детях критическое мышление, а значит, не выполнят свою преподавательскую задачу – потеряет страна.
«Отношение государства к учителю – это государственная политика, которая свидетельствует либо о силе государства, либо о его слабости», – говорил «железный канцлер» фон Бисмарк. Попытки слепить из педагогов верных генеральной линии партии пропагандистов уж точно не свидетельство силы сегодняшней Латвии.