5 проблем, на которые Прибалтика могла бы пожаловаться президенту США
Александр Шамшиев
На днях глава фракции «Согласия» Янис Урбанович написал письмо Бараку Обаме с просьбой помочь разрешить проблему неграждан в Латвии. Но ведь этим проблемы не исчерпываются. RuBaltic.Ru посмотрел, в каких ещё сферах товарищ из-за океана смог бы «подставить плечо».
Несомненно, Обама, как никто другой, понимает важность свободы слова и прессы. Со времён первой поправки к Конституции США, принятой в 1791 году, обе свободы считаются неотъемлемым фундаментом успешной демократии. «Журналисты дают нам, гражданам, шанс узнать правду о наших странах, о нас самих, о наших правительствах», – отмечал
В странах Балтии же свой подход. Свободами можно пожертвовать в условиях «гибридной войны». И традиции другие: вместо банкета литовский ДГБ, латвийская ПБ и эстонская КаПо каждый год публикуют отчёты о неблагонадёжных СМИ, журналистах и общественниках, работающих на подрыв суверенитета. Журналистов объявляют «невъездными» и депортируют. Иногда сразу высылают «за гибридную войну», иногда находят формальные причины. В последний раз это произошло со съёмочной группой ВГТРК, которую не пропустили в Эстонию в начале мая. Выгоняют и граждан Евросоюза. Из Литвы, помимо прочих, депортировали
Европейская экономика далека от полного восстановления после кризиса и рецессии; подчас она отличается непредсказуемыми явлениями. Во всяком случае, для властей стран Балтии. Ситуацию усугубил переход на евро. Латвия приняла единую европейскую валюту 1 января 2014 года, Литва – 1 января 2015 года. Правительства обещали, что литы и латы обменяют на евро по справедливому курсу, ценники не только не изменятся в худшую сторону, но и в скором времени обрадуют граждан и неграждан. Результат получился ровно обратный. Один только картофель подорожал втрое. Мандарины в Литве стали в пять раз дороже, чем в Англии. Бананы – в десять раз дороже, чем в Ирландии. «Разница не в нашу пользу существенная, хотя уровень жизни у нас ни в какое сравнение, к примеру, с Германией или Ирландией не идёт, – рассказывала о положении дел депутат Вильнюсского горсовета Ромуальда Пошевецкая. – Цены в евро сравнялись с ценами в литах, которые были ещё до вступления Литвы в еврозону. То есть стоимость товаров и услуг выросла в три с половиной раза, а зарплаты остались прежними». В итоге жители Литвы внезапно открыли для себя продуктовый рай в соседней Польше, куда массово и устремились, скупая всё что можно – от продуктов до бытовых товаров.
Евродепутат Валентинас Мазуронис подсчитал, что за год в Польшу из Литвы таким образом безвозвратно «уезжают» 312 млн евро. Особое возмущение общественности вызвал резкий рост цен на цветную капусту. Терпение лопнуло, и в рамках «капустного майдана» три дня подряд, 10–12 мая, в Литве бойкотировали крупные торговые сети. В социальных сетях акцию поддержали 300 тысяч человек. Пока правительство спорило с депутатами о причинах «капустного кризиса», сеть супермаркетов Maxima не нашла ничего лучше, чем пожаловаться на козни Кремля, якобы управляющего протестами, и на интернет-троллей. Высказывалась готовность обратиться с соответствующим заявлением в ДГБ.
Барак Обама мог бы обратить внимание на чаяния Прибалтийских республик и направить им в помощь финансовых советников, а заодно и бригаду агентов ФБР, которые смогли бы установить точные причины творящегося с капустой.
Жизнь государств, объявленных властями прифронтовыми, полна стрессов и переживаний. Нагнетая уровень российской военной угрозы, правительства Литвы, Латвии и Эстонии зачастую сеют панику в обществе, провоцируют постоянное ощущение надвигающейся войны и прочие прелести «осадного положения». В Литве мгновенно вернули призыв в армию, от которого молодые люди рыдают и масштабно бегут, в том числе за рубеж. В Латвии издают памятки по борьбе с «зелёными человечками», в которых призывают граждан вооружаться топорами. Из-за нагнетания страстей формируется атмосфера тревоги, растёт недоверие между общинами. От предвоенного психологического климата страдают и эксперты, и политики – им то невидимые казаки в литовских лесах мерещатся, то призрачный десант на Куршскую косу, то великая и ужасная Латгальская народная республика, то целые поезда, гружённые диверсантами. Оно и немудрено, когда президент Литвы Даля Грибаускайте самолично заявляет, что угроза странам Балтии со стороны России реальна, и начинает высчитывать, сколько республике придётся обороняться в одиночку (72 часа). А эстонский лидер Тоомас Хендрик Ильвес утверждает, что его страну Россия завоюет всего за четыре часа. Поэтому в прессе постоянно появляется информация о многочисленных российских самолётах и кораблях вблизи границ и каждый инцидент раздувается до прелюдии к вторжению извне.
Лауреат Нобелевской премии мира Барак Обама мог бы попытаться снизить градус напряжения и убедить страны Балтии, что НАТО намерен твёрдо защищать их, как и прежде. Также он мог бы заверить, что никто в здравом уме не собирается «проверять» Альянс на прочность, и необязательно при этом устраивать милитаризацию Балтики.
Население стран Балтии продолжает сокращаться катастрофическими темпами. Люди уезжают на ПМЖ и заработки в другие европейские страны – со времен вступления трёх республик в Евросоюз тенденция лишь усилилась. Никаких рычагов переломить демографический провал у местных властей пока нет. Четверть населения потеряла Литва. Трудоспособное население сокращается на 1% в год, из-за чего МВФ прогнозирует, что скоро в стране будут работать пенсионеры. В Эстонии число трудоспособных может упасть на 32% к 2060 году. Аналогичные проблемы испытывает Латвия.
Рука об руку с убылью населения идёт ущерб от санкционной войны, который также невозможно отрицать. Выступая за санкции против России, Прибалтика в итоге лишилась российского рынка сбыта, занимающего весомую долю в национальном экспорте, российских туристов и инвестиций, а также грузопотока из России. Одна Литва за год потеряла 75 млн евро. Вследствие чего приходится постоянно требовать помощи от Евросоюза, который призывают компенсировать потери прибалтийских фермеров и рыбопромышленников.
Призывать отменить санкции США вряд ли будут, однако хозяин Белого дома и тут мог бы прийти на выручку маленьким странам и, используя свой авторитет, попросить Брюссель выдавать им побольше субсидий на заделывание дыр в бюджетах и агитировать европейцев охотнее есть латвийские шпроты и литовский творог. Также он мог бы учитывать потенциальные риски для Прибалтики в переговорах о Трансатлантическом партнёрстве. Заодно – хотя бы временно снизить цену на американский сжиженный газ.
Широко известно, что по своей должности Барак Обама не только президент США, но и главный защитник ЛГБТ во всём мире, особенно в Европе. Дело очень серьёзное: в Госдепе существует специальная должность – уполномоченный представитель по правам геев, лесбиянок и трансгендеров. Он колесит по странам и выслушивает чаянья граждан соответствующей ориентации и идентичности. А по случаю легализации в США однополых браков во всех штатах Белый дом торжественно подсветили радужными цветами.
Гей-парады по Прибалтике ходят. Во власти встречаются политики нетрадиционной ориентации в лице главы МИД Латвии Эдгара Ринкевича. Однако Литва до сих пор не готова узаконить однополые отношения. В 2015 году спикер Сейма Лорета Граужинене сказала, что гей-браками власти не будут «дразнить общество». В Латвии кресло спикера занимает Инара Мурниеце, представляющая «Национальное объединение», категорически выступающее против подобных отношений. В Эстонии так называемый «Закон о сожительстве» худо-бедно приняли, но пакет поправок, посредством которого закон должен заработать, в Рийгикогу тоже тормозят националисты из EKRE и IRL, а также присоединившиеся к ним «центристы». Они же предлагают отменить сам закон.
Одним словом – безобразие и отставание от прогрессивных государств Европы. Увы, похоже, без усилий Белого дома ни один парламент в странах Балтии не суждено подсветить «под радугу», так что Обаме стоит взять заботу об ЛГБТ на особый контроль. Ведь Литва, Латвия и Эстония стремятся стать образцовыми членами Западного мира в противовес дремучей нетолерантной России.