В западных странах, прежде искренне поддерживавших постмайданную Украину и веривших в её европейское будущее, нарастает раздражение в связи с коррупцией в рядах новых киевских руководителей и их аллергией на реформы. В этих условиях Прибалтика остается последним союзником без двух минут опального президента Порошенко.
«Новая Украина» с самого евромайдана держалась лишь на мифе о «цивилизационном выборе народа» и авторитете «любимчиков» Брюсселя и Вашингтона, которые этот выбор якобы готовы претворить в жизнь на политическом уровне. Однако спустя всего два года после «революции достоинства» этот «евромиф» уже облетает лоскутами засохшей краски со здания украинской государственности. А основная причина такого положения дел в том же, что было и главным катализатором майдана, — в коррупции, которая парализует любые здоровые движения внутри страны. Недавний демарш украинских правительственных «варягов», откровения уже бывшего министра экономического развития и торговли Украины, литовца Айварса Абромавичюса, отставка премьера Яценюка — всё это даже не вершина айсберга, а лишь один из его осколков. Вершина — это сам глава государства Петр Порошенко, надежда и опора США на Украине.
Однако уже и Вашингтон отказывается закрывать глаза на этот айсберг, к которому вплотную подошел «Титаник» постмайданной Украины.
На это указывает целый ряд западных публикаций, в которых не содержится, казалось бы, ничего особенного — всего лишь правдивая информация о «темной стороне» украинского лидера. Однако все эти публикации в совокупности звучат как приговор для Порошенко. New York Times, входящая в тройку самых влиятельных газет США, в редакционной статье одной из первых на Западе заявила о «непоколебимой украинской коррупции
Теперь Порошенко получил очередную черную метку — статью в еще одном влиятельном издании США, Foreign Policy, под недвусмысленным названием «Хватит нянчиться с Порошенко»
.
Причем тональность статьи очень напоминает «последнее предупреждение». Автор статьи, американский журналист украинского происхождения Лев Голинкин, с первого же абзаца расставляет точки над i: «Человек, стоящий в центре всех украинских проблем — Петр Порошенко — по-прежнему отказывается вести борьбу с повальной коррупцией, которая приводит в ярость украинцев и душит украинскую экономику». Иллюзий относительно «европейского выбора» больше нет даже в ведущих западных СМИ, равно как и желания замалчивать грехи проворовавшихся протеже западных стран. «На основании этих и других примеров разоблачения коррупции и запугивания вырисовывается весьма отрезвляющая картина, — признает Л.Голинкин на страницах Foreign Policy, — что касается неспособности Киева бороться с повальной коррупцией, охватившей всю страну, то частью этой проблемы является Порошенко и его ближнее окружение». Само же покровительство США в отношении Киева автор сравнивает с политикой Вашингтона времен холодной войны по поддержке «режимов, хунт и диктаторов, чья финансовая политика — не говоря уже о соблюдении прав человека — оставляли желать лучшего». То есть на одну доску ставится современная Украина и Пакистан с Угандой. Более того, Foreign Policy отказывает Украине даже в возможности самостоятельно развиваться на данном отрезке истории и достаточно открыто намекает на необходимость прямого внешнего управления: «Сегодня единственный шанс на серьезные перемены должен появиться у Украины со стороны».
Украина фактически обанкротилась не только финансово, но идеологически.
Однако у скомпрометировавших себя олигархов Киева все же остаются немногочисленные верные фанаты в западном лагере — это прибалтийские республики, прежде всего, конечно, руководство Литвы в лице президента Дали Грибаускайте и её верноподданного пажа министра иностранных дел Линаса Линкявичюса. Эти страны с самого начала майдана не стеснялись проявлять свою пылкую любовь к Киеву, несмотря на сожжение противников новой власти в Одессе и войну на Донбассе. Вильнюс даже лоббировал на Западе полномасштабную военную поддержку украинских властей и сам первым начал поставлять оружие в страну. Киев отвечал взаимностью — Д.Грибаускайте открыто называлась местными СМИ «главным адвокатом Украины» и год назад была признана «Человеком года-2014». На вручении этой награды в присутствии «участников АТО» литовский президент заявила: «Вас поддерживают все люди свободной Европы». За прошедший год ареал такой «свободной Европы» значительно сократился и все больше напоминает лишь очертания прибалтийских республик.
«Главное впечатление, которое оставило у меня нынешнее мероприятие ОБСЕ в Вене — колоссальная европейская усталость от украинской проблематики. Год назад говорили практически исключительно про Украину и на сессионных заседаниях, и на сайд-эвентах, — делится в Фейсбук впечатлениями о смене настроений на Западе относительно украинской проблемы Александр Дюков, руководитель группы по информации по преступлениям против личности (IGCP), которая занимается мониторингом нарушений прав человека на Украине. — На нынешнем мероприятии же единственный сайд-эвент по теме — наш, а украинское представительство даже не пользуется правом ответа на сессионном заседании. Толпы украинских активистов, некогда захлопывавших любое “враждебное” мнение, исчезли как по мановению волшебной палочки. То, что проблемы с правами человека есть — и большие, не отрицает уже никто, а оправдание про “российскую агрессию” уже не работает. Даже украинская докладчица на вчерашней сессии Россию помянула лишь вскользь. Судя по всему, (про)украинскую пропаганду просто перестали финансировать американские и европейские спонсоры».
Почему же Прибалтийские элиты, будучи истинными экспертами не столько в вопросах демократии, сколько в настроениях европейских и американских элит, продолжают самозабвенно поддерживать обанкротившуюся постмайданную Украину? Ответ можно найти в той же статье Л.Голинкина: «Киев находится в состоянии конфронтации с Россией — страной, которую многие в НАТО считают основной угрозой, что придает Украине символическое и стратегическое значение». Той же ущербной логикой руководствуются и прибалтийские политики, для которых «российская угроза» за последние 25 лет стала настоящей религией.
И все же это обстоятельство — не единственная и не главная причина фанатичной поддержки «новой Украины» со стороны Прибалтики.
Основная проблема в том, что нынешний Киев — плоть от плоти режимов, существующих в Литве, Латвии и Эстонии на протяжении всего постсоветского периода.
Тот же пещерный национализм и русофобия, та же сегрегация в обществе по принципу симпатий к России, та же экономическая, модернизационная несостоятельность и — при всём при этом — та же святая уверенность, что весь этот стыд можно прикрыть флагом Евросоюза и бесконечно кормиться за счет еврофондов. Украина — «четвертая прибалтийская республика», а потому её дискредитация — это провал всего мифа о прибалтийском пути евроинтеграции и его апологетов в лице тех же линкявичюсов и грибаускайте.
Несложно увидеть, что прибалтийские республики — не субъекты украинской истории майдана, а её объекты, её органическая составляющая.
Другими словами, Грибаускайте, получая комплименты и награды от продажных украинских элит, из свидетеля превратилась в соучастника, а потому сама кровно заинтересована в консервации нынешней ситуации на Украине.
В итоге литовский президент в угоду личным интересам поставила свою страну в зависимость от больного человека Европы, неспособного к выздоровлению. Ничего удивительного в этом нет — в 2013 г. так же, в угоду своих карьерных интересов и желания перебраться в Брюссель, глава Литвы до последнего поддерживала другого криминального украинского олигарха — Виктора Януковича. Теперь история повторяется. Ради того, чтобы Грибаускайте и Линкявичюс сохранили своё лицо, литовцы будут вынуждены и дальше в ущерб себе поддерживать антироссийские санкции, отчислять всё больше и больше на военные расходы и жить в стране-аутсайдере международной политики. Иной роли, кроме как быть заложником Украины в условиях краха иллюзий и лопнувшего терпения в главных западных столицах, подобные «дальновидные» руководители предложить литовцам не в состоянии.