Польша отказалась пропускать через свою территорию жителей стран Прибалтики, возвращавшихся домой на карантин из Западной Европы. Действия Варшавы вызвали дипломатический скандал между ближайшими союзниками по «сдерживанию России» в Восточной Европе. Европейская солидарность во всех ее проявлениях рушится на польских границах: поляки не пропускают домой граждан Литвы, Латвии и Эстонии, литовские власти отказываются помогать всем лишенным возможности попасть на родину соотечественникам, а украинцы блокируют границу с Польшей, чтобы не пустить в «нэньку» возвращающихся из Европы заробитчан.
Польша самоизолировалась на карантин и закрыла границы. То же сделали почти все остальные страны ЕС, которые вдобавок потребовали от иностранцев немедленно покинуть свою территорию. Совершенно неожиданным образом это интернирование породило серьезный дипломатический конфликт в Восточной Европе.
Жители Литвы, Латвии и Эстонии, которые находились на заработках, в отпуске или по учебе в развитых странах Западной Европы, после закрытия этих стран двинулись домой, в родную Прибалтику.
Те, кто выбрал путешествие самолетом, добрались до дома более или менее благополучно. Тем, кто решил добираться сухопутным путем, повезло меньше. Их путь лежал через Польшу, а Польша оказалась уже закрыта.
Очереди на польских границах растянулись на десятки километров, тысячи взбешенных водителей начали блокировать дороги и срывать работу контрольно-пропускных пунктов, а польские власти в ответ бросили на границу спецназ.
На германо-польской границе во Франкфурте-на-Одере прибалты отказались пропускать в Польшу товарные фуры (их передвижение нигде не запрещается), пока поляки не пропустят домой их самих. Люди вели трансляцию в интернете, где рассказывали о нечеловеческих условиях пребывания на польской границе — без еды, без воды, без туалетов и возможности умыться.
Гнев собравшихся обратился не только и не столько на польские власти, сколько на власти собственных стран, которые никак не защищают своих граждан от произвола.
«Я за три дня не получил ни одной бутылки воды. Где наш президент, премьер, почему о нас не заботятся? Сейчас все хотят, чтобы мы освободили дорогу, но никого не волнует, куда нам деваться», — обратился один из литовцев к президенту страны Гитанасу Науседе и главе правительства Саулюсу Сквернялису.
«Я позвонил на их телефон чрезвычайных ситуаций [в МИД Латвии — прим. RuBaltic.Ru], спросил, как попасть из Германии в Латвию. Приятный женский голос ответил: "Постарайтесь спланировать маршрут так, чтобы Польшу не проезжать". А как, уточнил я? Она ответила: "Я не знаю — на карту не смотрела". Работник МИД не знает карты Европы — это как?», — возмущается латвийский водитель Алексей. Он задает риторический вопрос: «У нас еще есть Евросоюз или все, умер?!»
Похоже, все-таки умер, потому что в итоге власти стран Прибалтики так и не смогли повлиять на перепуганную коронавирусом Варшаву.
К застрявшим на границе соотечественникам прибыли прибалтийские дипломаты. Литва направила Польше ноту протеста из-за отказа пропустить через границу автобус с литовцами. МИД Латвии вызвал польского посла «на ковер» из-за застрявших на Одере латышей. Эстония обвинила Польшу в нарушении предварительных договоренностей о беспрепятственном прохождении своих граждан через польскую территорию.
В итоге прибалтийские столицы вынуждены развести руками в недоумении. С Варшавой договориться не получается. Польские власти панически боятся пересечения своей территории людьми из западноевропейских стран, где особенно бушует коронавирус. Никакие воззвания к союзническим отношениям и солидарности на них не действуют.
«Мы ночь напролет работали над тем, чтобы вызволить эстонцев из западни на немецко-польской границе», — констатировал министр иностранных дел Эстонии Урмас Рейнсалу. — Положение таково, что сухопутным путем им не добраться».
В итоге прибалтов до дому довезет паром, который должен в среду пришвартоваться на востоке Германии, забрать эстонцев, латышей и литовцев и в четверг высадить их в латвийском Вентспилсе.
Потом придут другие паромы с другими маршрутами. Польша при любом маршруте из логистической схемы исключена.
Казавшиеся доселе почти идиллическими отношения Польши и стран Прибалтики за несколько дней рухнули в дипломатический кризис.
Остается только гадать, как официальная Варшава будет оправдываться перед ближайшими союзниками по ЕС и НАТО за растоптанную солидарность, когда все более или менее «устаканится». Вероятно, спишет свое поведение на нервозную обстановку. Психанули, мол, с кем не бывает? Кто бы в такой ситуации не психанул?
Впрочем, кому-кому, а не прибалтийским лидерам сейчас рассказывать о солидарности. В кризисе из-за коронавируса они ее не проявляют даже по отношению к попавшим в сложную ситуацию соотечественникам.
В правительстве Литвы заявили, что поддержку окажут не всем литовцам за рубежом. Только в критическом случае люди могут рассчитывать на то, что их поездку оплатит государство, включая оплату гостиницы где-то на границе Польши и Германии, говорит советник премьер-министра Литвы Гедрюс Сурплис. Он сокрушенно признает, что всем литовцам места на пароме не хватит, и остающимся в Германии придется вооружиться терпением.
На польских границах в эти дни рушится солидарность во всех возможных ее измерениях.
Во-первых, солидарность между странами-союзницами — а Польша и страны Балтии являются ближайшими союзницами в рамках НАТО и ЕС, в равной степени лояльными Вашингтону, озабоченными милитаризацией своей приграничной полосы и проведением антироссийской политики во имя стратегии «сдерживания России».
Во-вторых, солидарность между населением и государством. И Литва здесь — не самый яркий пример. В тех же очередях на границе Польши вместе с литовцами, латышами и эстонцами стояли… поляки. Польские власти и их не хотели пропускать на родину, опасаясь, что сограждане принесут с собой из Франции, Германии и Италии коронавирус.
В-третьих, исчезает солидарность между людьми. И это самая яркая и самая жуткая история. Украина.
На польско-украинской границе жители Украины блокировали дороги, чтобы не пустить на родину возвращающихся из центров пандемии коронавируса заробитчан.
И эти люди считают главной угрозой своему существованию Россию. Главная угроза их существованию — они сами. Любимое национальное блюдо литовца — другой литовец. Украинец украинцу волк.
Путину на Восточную Европу нападать вовсе нет никакого смысла. Люди и страны этого региона с легкостью сожрут друг друга без всякого Путина.