Никогда мы не будем братьями: в Прибалтике отвергли балтийское единство
Алексей Ильяшевич
Премьер-министр и кандидат в президенты Литвы Саулюс Сквернялис на встрече с избирателями заявил, что эстонцы, латыши и литовцы являются «не братьями, а конкурентами во многих сферах». Дружбе с соседями-прибалтами политик предпочитает стратегическое партнерство с США и Польшей — главным американским бастионом в Восточной Европе. Примечательно, что резкое заявление литовского премьера прозвучало после встречи с главой латвийского правительства Кришьянисом Кариньшем.
«Латыши, эстонцы кажутся нашими братьями, но это не так. Если говорить о той же Латвии, то это один из наших крупнейших конкурентов в экономической сфере», — цитирует премьер-министра Литвы национальный вещатель LRT.
Несколько дней назад Сквернялис встречался с новым главой правительства Латвии Кришьянисом Кариньшем и выражал надежду на преодоление разногласий в двусторонних отношениях. «Будут обсуждаться наши двухсторонние региональные проекты — проект синхронизации ЛЭП, Rail Baltica, также обсудим с латышами, есть ли какие-либо шаги с их стороны по поводу ратификации морской границы», — говорил канцлер правительства Литвы Дейвидас Матуленис.
Заявление Сквернялиса наглядно свидетельствует об итогах переговоров.
Стороны ни о чем не договорились, а сразу после встречи с Кариньшем литовский премьер-министр открестился от братства с латышами.
Сквернялис поспешил оправдаться: его, дескать, не так поняли. «Мы друзья и соседи с латышами, у нас очень близкие отношения и общая история. Но в то же время мы являемся конкурентами: с точки зрения энергетики, морских портов, грузов, транспорта. До сих пор нет соглашения с Латвией о демаркации морской границы. Это вопросы, которые нужно решать на самом высоком уровне, защищая интересы Литвы».
Впрочем, глава литовского правительства свои слова не опроверг.
Факт остается фактом: после встречи с латвийским визави Сквернялис счел нужным подчеркнуть не добрососедский характер отношений, а конкуренцию между двумя странами.
Большого резонанса его слова не вызвали. И неудивительно: фундамент «балтийского единства» начал трескаться уже давно. Сегодня этот раскол не замажешь и не зашпаклюешь, он у всех на виду.
О непростых отношениях между Ригой и Вильнюсом говорит тот факт, что президент Литвы Даля Грибаускайте в ноябре прошлого года не прилетела на празднование 100-летия Латвии. Причиной тому якобы стала поломка военно-транспортного самолета, на котором Даля Поликарповна совершает международные турне.
Но даже если президентский борт действительно поломался, у Грибаускайте была возможность прибыть в Ригу либо на рейсовом самолете, либо на автомобиле. Пусть даже с опозданием — соседи увидели бы, что для нее этот визит очень важен.
Демарш Дали Поликарповны критиковали многие политики. Сквернялиса среди них не оказалось, хотя он, как известно, редко упускает возможность кинуть камень в огород литовских консерваторов и их ставленницы на посту президента. К тому моменту и у самого премьер-министра накопилось немало претензий к соседям.
В частности, Сквернялиса возмутило требование латвийских железных дорог выплатить 57 миллионов евро за разобранную железнодорожную ветку в Реньге.
Эту претензию он охарактеризовал как непонятную, необоснованную и «не имеющую под собой совершенно никаких правовых оснований». Однако Еврокомиссия (ЕК) заняла сторону Латвии и оштрафовала литовскую государственную железнодорожную компанию Lietuvos gelezinkeliai на 27,87 миллиона евро.
Предметом спора стал участок железной дороги, который использовался для транспортировки нефтепродуктов к портам Латвии. Под предлогом ремонта на этом участке в 2008 году литовские железнодорожники разобрали рельсы. В итоге работы затянулись, а продукция Мажейкяйского нефтеперерабатывающего завода по новому маршруту пошла в Клайпедский порт.
За эту маленькую подлость Литва расплачивается не только деньгами, но и деловой репутацией.
Впрочем, вопрос штрафа остается открытым. Выплатить его необходимо до конца 2019 года — за это время Литва попытается обжаловать решение Еврокомиссии.
Конкуренция между Латвией и Литвой не ограничивается 19-километровым участком железной дороги.
Уже много лет страны не могут договориться о демаркации морской границы.
Яблоком раздора стали потенциальные (еще неподтвержденные) залежи нефти в Балтийском море. Латвия отказывается ратифицировать договор о морской границе, чем и вызывает недовольство Вильнюса. В прошлом году председатель Сейма Литвы Викторас Пранцкетис открыто говорил, что «более десяти лет латвийская сторона не демонстрирует политической воли решить важную проблему».
Еще один спор из-за шкуры неубитого медведя — борьба за китайские инвестиции в секторе транспорта и логистики. Пока что Поднебесная не интересуется ли Латвией, ни Литвой, но Саулюс Сквернялис рекомендовал им обратить внимание на проект по развитию Клайпедского порта. «Если мы этот проект осуществим, то о конкуренции наших братьев (латышей) сложно будет говорить», — похвастался литовский премьер-министр.
Но если к борьбе за потоки китайских грузов Рига и Вильнюс только готовятся, то схватка за белорусский нефтетранзит в самом разгаре.
Этим, в частности, обусловлена и невнятная позиция Латвии по вопросу строящейся Белорусской АЭС. Литовцы этот хитрый план давно раскусили: Рига хочет переманить часть грузов, которые идут в Клайпедский порт, поэтому и не присоединяется к «крестовому походу» против БелАЭС.
Конечно, в здоровой конкуренции между портами нет ничего необычного. Вот только Литва и Латвия «грызутся» даже в тех сферах, где они, казалось бы, должны сотрудничать. Речь идет, прежде всего, об энергетической политике.
Обе страны в стремлении обрести «энергетическую независимость» от России хотели обзавестись региональным СПГ-терминалом и вместе выпрашивали деньги на проект. Но терминал в итоге появился не в Риге, как изначально планировалось, а в Клайпеде. Соседи в долгу не остались: сегодня Латвия, Эстония и Финляндия создают единый рынок газа без Литвы.
Притчей во языцех уже стали «терки» между Литвой, Латвией и Эстонией по вопросу строительства железной дороги, которая должна соединить страны Балтии с Западной Европой (Rail Baltica).
В какой-то момент «балтийское единство» настолько возмутило председателя комитета по делам туризма и транспорта Европарламента Майкла Крамера, что он пригрозил оставить проект без финансирования: «Если эти средства не будут использованы Литвой, Латвией и Эстонией, они уйдут в Германию, Австрию или Францию. Политики всех стран должны хорошо осознать ситуацию и не строить иллюзий».
Видимо, клубок противоречий между странами Балтии настолько запутался, что Сквернялис счел нужным предупредить об этом соотечественников. На громкое заявление литовского премьера стоит обратить внимание еще и потому, что сделано оно в разгар президентской кампании. Кандидат от Литовского союза крестьян и «зеленых» (ЛСКЗ) и один из наиболее вероятных претендентов на победу Саулюс Сквернялис сегодня должен следить за языком. И если уж он отказывается называть латышей братьями, то должен быть уверен, что эту позицию одобрят избиратели.
На первый взгляд непонятно, почему дружбе с латышами Сквернялис предпочитает партнерство с Польшей (отношения между Вильнюсом и Варшавой тоже не безоблачны).
Но и здесь все становится на свои места, если предположить, что премьер-министр Литвы выстраивает определенную феодальную лестницу.
И Польша, и Прибалтика послушно выполняют команды «дяди Сэма». При этом поляки претендуют на региональное лидерство во всей Юго-Восточной Европе (от Балтийского до Адриатического и Черного морей). Очевидно, Сквернялис оспаривать их владычество не намерен, но в своей прибалтийской «зоне ответственности» уступать Латвии и Эстонии тоже не собирается.
Вспоминать о мифическом «балтийском единстве» в таких обстоятельствах откровенно смешно.