Литва становится экологической угрозой для России и Беларуси
Михаил Кришталь
Литва активно критикует Россию и Беларусь по вопросам экологии. Особенно любят в Вильнюсе порассуждать над угрозами экологической безопасности, которые могут возникнуть в результате строительства трубопровода «Северный поток — 2» и Белорусской атомной станции (БелАЭС). Однако только за последний год Литва сама неоднократно «радовала» своих соседей различными техногенными происшествиями. Аналитический портал RuBaltic.Ru представляет вниманию читателей случаи, произошедшие за последний год и свидетельствующие, что Литва становится экологической проблемой в центре Европы.
Источник загрязнения Балтики
После обнаружения на побережье Куршской косы вещества, похожего на парафин, Литва обвинила в загрязнении Россию. По мнению литовских экспертов, нанести урон экологии могли построенные в Калининградской области очистные сооружения, которые абсолютно не справляются со своей работой.
Однако 6 января выяснилось, что литовская компания Grigeo, работающая в области целлюлозно-бумажной промышленности, тайно сбрасывала сточные воды в Куршский залив.
Действия литовского предприятия нанесли серьезный ущерб окружающей среде. Урон экологии оценивается в 60 миллионов евро.
В настоящее время проводится досудебное расследование по данному вопросу.
Экологическая проблема уже приобрела политический окрас. Эко-активисты проводят протестные акции против Grigeo, а президент Литвы Гитанас Науседа вскоре после скандала перевел из личных средств 4 тысячи евро на борьбу с загрязнением залива. По словам главы государства, эта сумма аналогична той, что компания Grigeo пожертвовала на его избирательную кампанию.
Однако до сих пор неизвестно, кто же заплатит России за загаженный Куршский залив.
Атомная опасность в центре Европы
В марте 2019 года Государственная инспекция по ядерной безопасности Литвы зафиксировала на Игналинской АЭС критическое нарушение: в инспектируемых помещениях были обнаружены механически поврежденные и дефектные стропы, которые необходимо было немедленно удалить из рабочей зоны. Наряду с этим специалистами было выявлено неправильное заполнение учетной документации на подъемное оборудование.
Демонтаж Игналинской АЭС будет завершен лишь к 2038 году, а значит, призрак Чернобыля еще долго будет не давать покоя жителям Центральной Европы.
Тем более что это не первый раз, когда на литовской АЭС выявляются нарушения.
Так, в марте 2018 года обнаружилось, что Литва скрыла инцидент, произошедший на Игналинской АЭС в конце 2017-го. Оказалось, что при извлечении радиоактивных отходов из старых хранилищ атомной станции и переносе в новые хранилища их радиоактивный уровень превысил норму. Если бы эти отходы из реакторов поместили в контейнеры, могла бы начаться ядерная реакция.
Власти Литвы вместе с руководством атомной станции пытались скрыть это происшествие от общественности.
Подобный обман своих же сограждан выглядит особенно цинично на фоне нескончаемой критики Вильнюса в адрес Минска за строительство Островецкой (Белорусской) АЭС.
Экологическая безопасность споткнулась о старые покрышки
16 октябре 2019 года произошел крупный пожар на складе старых покрышек в литовском городе Алитус. Возгорание охватило площадь, равную примерно двум тысячам квадратных метров. В результате происшествия в воздух попало множество тяжелых вредных частиц от продуктов горения.
Заражению подверглось молоко с местных ферм — в молочной продукции было превышено допустимое количество диоксинов.
Люди, проживающие в непосредственной близости к очагу возгорания, испытали настоящий шок. Сначала они увидели в небе черный дым, а затем на улицах возникли полицейские автомобили, из которых доносились призывы немедленно закрыть окна и не выходить из дома. Данные меры помогли не всем — ряд гражданских лиц все же вынужден были обратиться за медицинской помощью, что неудивительно, учитывая, что в зоне отравления оказалось более 65 тысяч человек.
Литовские граждане призвали к ответу за последствия экологической катастрофы главу МВД Риту Тамашюнене.
В созданной петиции активисты призвали власти отправить чиновницу в отставку. По мнению авторов петиции, министерство Тамашюнене крайне несвоевременно отреагировало на чрезвычайное происшествие, заявив при этом о ликвидации пожара раньше, чем это случилось на самом деле.
Литва загрязняет воздух азотом
Не прошло и двух месяцев после пожара в Алитусе, как взрыв прогремел на одном из крупнейших предприятий в Литве — заводе по производству азотных удобрений Achema.
11 декабря жители города Йонава наблюдали оранжевый дым, который с самого утра поднимался над предприятием и не сулил ничего хорошего. Тревожные ожидания наблюдателей оправдались — авария привела к выбросу токсичных веществ (преимущественно оксидов азота) в атмосферу.
Причиной экологической катастрофы стало то, что несколько источников питания, а также собственные электростанции не сработали из-за коротких замыканий на подстанции энергокомпании Litgrid.
Кроме того, свою негативную роль сыграла запоздалая реакция персонала завода.
Страна брошенных автомобилей
Тысячи вышедших из строя автомобилей на улицах Литвы стали настоящей угрозой для экологии. Так, в отработанном моторном масле содержатся присадки промышленного производства и токсичные вещества, которые делают его настоящим ядом для окружающей среды.
Когда отработанные масла попадают в водоемы, их поверхность покрывается воздухонепроницаемой пленкой. В конечном итоге пониженная концентрация кислорода в воде может привести к гибели живых организмов.
Причина же бедствия заключается в том, что жители Литвы, эмигрируя из страны, попросту бросают ставшие ненужными личные автомобили, не удосуживаясь при этом обратиться в службу по ликвидации транспортных средств.
Ассоциация по эксплуатации ненадлежащего транспорта прибалтийской республики ежегодно получает более полутора тысяч жалоб на то, что автомобили, ставшие непригодными для эксплуатации, оказываются оставленными во дворах домов или на улице. При этом отмечается, что из года в год количество таких жалоб только растет.