Убираюсь у пана 13 часов в день без выходных: украинки рассказали о рабском труде в Польше
Сергей Широколобов
Польский еженедельник Przegląd обратил внимание на сложную ситуацию, в которой оказываются украинки, приезжающие на заработки в Польшу. В материале издания говорится, что работающие в польских домах заробитчанки оказываются «невидимыми» для инспекции труда и фискальных органов, женщины используются в качестве прислуги и находятся в рабском положении, получая минимальную плату. Аналитический портал RuBaltic.Ru решил опубликовать истории, которые украинки рассказали корреспонденту еженедельника Катажине Вежбицкой.
«Самое трудное, когда пани ночью не спит. Тогда нужно бодрствовать всю ночь. Иной раз я выхожу ненадолго, когда нужно что-то купить. Я тогда молюсь, чтобы ничего не случилось за эти 10 минут», — говорит 35-летняя Оксана из Львова.
Оксана начала ездить в Польшу около пяти лет назад. Дома остались муж и двое детей дошкольного возраста. Там она была бухгалтером, а здесь круглосуточно ухаживает за пожилыми людьми. Сначала были сезонные работы, потом она несколько лет была сиделкой при лежачей старушке. После ее смерти нашла работу по уходу за 90-летней женщиной, больной Альцгеймером. Как и в предыдущем доме, здесь она стала единственным человеком, который живет с подопечной.
Работает Оксана семь дней в неделю. Зарабатывает 2 тысячи злотых (около 34 тысяч рублей — прим. RuBaltic.Ru) в месяц.
При этом все приезжие с Востока, несмотря на тяжелые условия труда, не хотят жаловаться на своих работодателей. К такому мнению пришла журналист Катажина Вежбицкая, пообщавшись с заробитчанками.
«Я сейчас вообще не работаю так много. А семьи, где я делала уборку, очень хорошие», — рассказывает 42-летняя Валерия, которая по 13 часов в день без выходных убирается в домах у поляков.
Валерия по специальности — экономист. Оставшись одна с малолетней дочерью, она начала ездить на заработки в Польшу. Пока Валерия трудится в польских семьях, ребенком занимается бабушка, а когда женщина возвращается домой, в Польшу уезжает ее мать. Помимо ежедневной работы, они поочередно заботятся о парализованной матери владелицы польской квартиры, где Валерия с матерью снимают комнату.
Многие из приехавших женщин имеют высшее образование. Большинство оставляют дома своих детей, поэтому приезжают в Польшу на короткое время. Они стараются жить очень экономно, чтобы как можно больше заработанных денег отправлять домой.
«Я не могу позволить себе переехать в Польшу навсегда. Тогда придется арендовать отдельную квартиру, а это слишком дорого», — говорит Оксана.
«Если бы не работа в Польше, я бы не смогла содержать себя и дочь. А она не смогла бы учиться в Киеве. Необходимо ведь платить за ее квартиру, жизнь. Она учится на юриста», — рассказывает Валерия.
Работающие в польских домах гражданки Украины являются практически невидимыми — без договора, без права на здравоохранение, без защиты от злоупотреблений.
В объявлении на сайте Gumtree, которое разместил владелец дома площадью 300 квадратных метров с садом, говорится: «Найму украинку для домашних работ. Обязанности: уборка дома, работа в саду, приготовление пищи. Работа только с проживанием».
Другое объявление: «Ищу физически крепкую украинку для уборки и помощи по хозяйству».
Как показывает практика, после приема на работу круг обязанностей у заробитчанок постепенно расширяется. Так, к работе сиделки, например, добавляется уборка, стирка и готовка, при этом не происходит повышения заработной платы.
Мирослава Керик, социолог и председатель фонда «Наш выбор», отмечает, что украинки не могут отказать своим работодателям, которые с помощью «мягкого» давления навязывают работницам новые обязанности. Доходит до того, что некоторые женщины фактически становятся служанками.
«Два года назад к нам обратилась женщина, которая была нанята для присмотра за отцом хозяйки дома, — рассказывает Мирослава Керик. — Однако она, кроме ухода, выполняла также все остальное, связанное с обслуживанием своей работодательницы. А та, считая, что делает ей одолжение, предоставляя жилье, платила 1 тысячу злотых (около 17 тысяч рублей — прим. RuBaltic.Ru) в месяц. Случаются также ситуации моббинга или издевательств, состоящие в создании подчиненных отношений.
Например, некоторые украинки не имеют права заглядывать в холодильник, получая небольшое количество еды из питания опекаемых.
Происходят обвинения в краже, от которых невозможно защититься. Часто в игру вступают стереотипы: например, что украинки крадут мужей. Бывает и так, что женщина с Украины, давшая объявление о поиске работы по уборке, получает серию SMS-сообщений с предложениями секса».
Мнение об отношении к работницам с Украины как к рабыням подтверждает проведенное в 2015 году исследование Фонда хороших инициатив: из 51 опрошенной заробитчанки (все с высшим образованием) почти четверть испытали дискриминацию из-за своего происхождения и более половины стали свидетельницами плохого обращения с соотечественницами.
Украинки, нанятые без договоров, в польских домах находятся в довольно невыгодном положении, потому что они не могут обратиться за помощью. А их наниматели также находятся вне контроля как частные лица. Это означает, что украинские надомные работницы и сиделки буквально отданы на милость работодателей. Для некоторых «господ» наем украинской прислуги — отличная возможность проявить свою власть.
«Я когда-то работала у пана, мама которого была очень плоха. Физически она была полностью работоспособна, к тому же сильна. Но у нее была болезнь Альцгеймера, поэтому она ничего не запоминала. Жалко было смотреть. Этот пан жил не с нами, а в соседней квартире. Я один раз оставила пани на некоторое время без присмотра, а она за это время успела раздеться и испачкаться своими экскрементами. Я позвала пана на помощь, а он сказал мне: "Так помой ее, тебе за это платят"», — рассказывает Галина, приезжающая в Польшу на заработки уже 10 лет.
«Были очень жесткие истории, в том числе с сексуальными домогательствами, моббингом, психологической привязанностью, которая не позволяла уйти с работы, — рассказывала Юстина Сегеш-Фрелак порталу Forsal.pl три года назад. — Но, к сожалению, достаточно поспорить о деньгах, или что-то не понравится в том, как работает сиделка, или она получает проблемы с пребыванием в Польше, и при отсутствии договора рабочий "контракт" может быть разорван практически в один момент».
Как сообщает Главное управление статистики, в 2018 году людей в возрасте старше 70 лет в Польше было 4,3 млн, а в 2025 году их уже должно быть 5,6 млн. Стоимость месячного пребывания в доме престарелых начинается от 3 тысяч злотых, примерно столько же платят в среднем наемной сиделке легально.
Украинские сиделки без договора зарабатывают от 1,3 до 2 тысяч злотых (от 22 до 34 тысяч рублей — прим. RuBaltic.Ru), в зависимости от города.
Следовательно, спрос на сиделок с Украины для пожилых людей в стране будет только расти.
В то же время низкая заработная плата и отсутствие каких-либо перспектив на Украине будут вынуждать ее жительниц выезжать на заработки за границу и соглашаться на любую работу. Однако, как показывают описанные выше истории, для многих заробитчанок долгожданный «европейский рай» оказался горьким на вкус.