Сексизм или задетые интересы: почему глава МВД Эстонии оскорбил Финляндию
Александр Носович
Между двумя «финно-угорскими сестрами» Финляндией и Эстонией случился едва ли не самый большой дипломатический скандал за всю историю их отношений. Министр внутренних дел Эстонии Март Хельме обозвал нового премьер-министра Финляндии «продавщицей» и процитировал слова Ленина о том, что и кухарка может управлять государством. Официальный Таллин оправдывается перед Хельсинки, что глава МВД — просто «мужская шовинистическая свинья», однако скандал с Хельме странным образом совпал с действиями Финляндии против интересов трех стран Прибалтики.
«От того, что теперь произошло в Финляндии, просто волосы дыбом встают. Я в связи с этим напомнил бы слова Владимира Ульянова-Ленина о том, что любая кухарка может стать министром, или как он там выразился. А вот тут мы как раз и видим, как продавщица поднялась до премьер-министра, а еще как некоторые другие уличные активисты и необразованные люди также выбились в члены правительства», — заявил министр внутренних дел Эстонии, лидер ультраправой Консервативной народной партии EKRE Март Хельме.
Так Хельме прокомментировал формирование нового правительства Финляндии, большинство мест в котором получили женщины, а премьер-министром стала 34-летняя Санна Марин — самый молодой глава правительства в мире.
Марин моментально сделалась мировой звездой интернета — фотография с ней и ее коллегами, молодыми женщинами — министрами образования, финансов и внутренних дел Финляндии широко разошлась по социальным сетям и вызвала активное обсуждение.
В итоге комментарий главы эстонского МВД затмил все и всех. «Теперь мы в определенной мере на деле можем увидеть, как происходит историческая месть "красных" "белым", то есть "красные", которые еще в Гражданскую войну в Финляндии в 1918 году хотели свергнуть Финляндскую Республику, теперь дорвались до власти и отчаянно пытаются ликвидировать Финское государство, сделать из Финляндии какую-то европейскую провинцию, которая хоть и будет еще называться Суоми или Finland, но на самом деле станет воплощением идеологической философии Фукуямы о конце истории», — философствовал вождь эстонских ультраправых, глядя на фотографии своих новых финских коллег.
У эстонского истеблишмента волосы встали дыбом, совсем как у Марта Хельме от вида нового финского правительства, когда там услышали, что полномочный эстонский министр посмел заявить в адрес главного стратегического союзника и вообще «старшего брата» Эстонии.
Извиняться за Хельме бросились все, кто только мог. Президент Эстонии Керсти Кальюлайд экстренно позвонила финскому коллеге Саули Ниинистё и сказала, что будет добиваться отставки министра внутренних дел. Эстонская оппозиция предположила, что у Хельме не все в порядке с головой. Финские политики назвали главу эстонского МВД идиотом. Оскорбленная Санна Марин с достоинством ответила, что да, в Финляндии простая продавщица может дорасти до премьер-министра, и в этом сила Финляндии.
За несколько часов братские отношения двух горячих северных народов накалились до такого градуса, что в воздухе запахло распадом коалиции и отставкой правительства Эстонии. Либо же, если этого не произойдет, прямым дипломатическим конфликтом Эстонии и Финляндии.
Чтобы не допустить ни того, ни другого, Хельме к вечеру (эскапада случилась утром) заставили извиниться. Днем скандальный лидер EKRE еще ерепенился, отказываясь извиняться, но под давлением всего правящего класса вечером выдавил из себя, что берет свои слова обратно.
Теперь официальному Таллину можно объяснять северным соседям, что министр внутренних дел просто та самая «мужская шовинистическая свинья» и на старого брехливого сексиста просто нечего обращать внимания.
История выглядит громкой, но не стоящей пристального внимания. Однако есть одно обстоятельство, которое не позволяет посмеяться над ней и забыть.
В последние месяцы Финляндия проводит политику, которая прямо противоречит интересам трех стран Прибалтики.
Во-первых, Суоми приостановила участие в проекте железной дороги Rail Baltica, которая должна была пройти через всю Прибалтику, соединив Скандинавию со странами Вышеградской четверки. В Хельсинки сказали, что им интереснее развивать национальные инфраструктурные проекты, а не кооперироваться с прибалтийскими южными соседями.
Во-вторых, на посту страны — председателя ЕС Финляндия методично урезает проект нового семилетнего бюджета Евросоюза, безжалостно сокращая в нем долю дотаций для бедных стран-членов. Суоми может себе это позволить: ей выгодно, она богатая страна — донор европейской интеграции, хочет сэкономить на «нищебродах». Зато ее прибалтийские соседки относятся к тем самым «нищебродам» — бедным странам, которые сидят на дотациях ЕС.
Возможно, министр внутренних дел Эстонии попросту «психанул» и выплеснул накопившееся в руководстве страны раздражение на «старшего брата», который отбирает у них деньги?
В конце концов, это не первая критика в адрес Финляндии, звучащая из Прибалтики в последнее время. На прошлой неделе президент Литвы Гитанас Науседа уже возмутился тем, что финны порезали дотации для Литвы в новом бюджете ЕС на 27%.
Пассажей о продавщицах и цитат из Ленина о кухарках тогда не звучало, но то ли еще прозвучит по мере того, как Финляндия и другие «доноры» европейской интеграции будут снимать Литву, Латвию, Эстонию и прочих «детей Поволжья» с харчевания.