В течение 2015 года Украиной было полностью остановлено авиасообщение с Россией, запрещен транзит российских самолетов над территорией Украины, отменены 48 пассажирских поездов из Украины в Россию. Украинские власти угрожают введением визового режима с Россией с 1 января будущего года, а введение в действие зоны свободной торговли Украины с ЕС означает выход Украины из зоны свободной торговли СНГ. Украина в полной мере освоила функцию разделения Европы и разрушения единого пространства бывшего СССР, за которую в прошлые годы отвечали страны Прибалтики — теперь она является тем геополитическим «клином», призванным не допустить ни реинтеграции постсоветского пространства, ни строительства «Большой Европы».
С 1 января 2016 года начинает действовать в полной мере зона свободной торговли Украины с ЕС — европейские товары будут беспошлинно попадать на украинскую территорию. Это означает конец прежнего членства Украины в зоне свободной торговли СНГ, потому что Россия и другие республики Содружества документов о зоне свободной торговли с ЕС не подписывали, но к ним через украинскую границу теперь должен хлынуть беспошлинный и бесконтрольный европейский экспорт.
Поэтому Россия с 1 января будущего года приостанавливает действие договора о зоне свободной торговли в отношении Украины – соответствующий указ вчера подписал президент России Владимир Путин.
Можно ли было избежать экономической интеграции Украины с ЕС за счет экономической дезинтеграции с постсоветским пространством? Для этого было нужно, чтобы весь процесс евроинтеграции Украины шел по-другому. В 2013 году Москва добивалась трехсторонних переговоров об условиях ассоциации Украины и других стран «Восточного партнерства» с ЕС, но безрезультатно. Если бы для представителей ЕС такие переговоры были приоритетом, то их итогом могла бы стать общая зона свободной торговли стран ЕС и стран СНГ.
Такой сценарий (к слову, официально предложенный Владимиром Путиным в начале 2014 года) был выгоден всем сторонам, и в первую очередь Украине, для которой открывались рынки на Западе, но оставались открытыми и рынки на Востоке, что могло быть большим подспорьем для украинской экономики в условиях наплыва дешевого европейского экспорта.
Однако избранный в итоге геополитический подход к ассоциации Украины с ЕС, предполагающий сближение с Европой как отрыв Украины от России, сделал такой сценарий невозможным — в результате сейчас Украина, в полном соответствии с избранным ей внешнеполитическим курсом, превратилась в инструмент разрушения единого пространства бывшего СССР и раскола европейского континента.
Неминуемые потери, к которым ведет разрывание старых экономических, инфраструктурных и человеческих связей с Востоком, не могут остановить украинское руководство, которое держится на плаву одной лишь поддержкой Соединенных Штатов, крайне заинтересованных в деструктивной геополитической функции Украины. Украина идет по тому же пути, по которому в 90-е годы пошли страны Прибалтики, в рекордно короткие сроки разорвавшие максимальное количество связей на постсоветском пространстве, введшие визовый режим со странами СНГ и устремившиеся в НАТО. Для экономики Литвы, Латвии и Эстонии такой курс нес сплошной вред, а населению причинял одни неудобства, но прибалтийское руководство, сознательно выбравшее для своих стран роль «буферной зоны», знало, что делало.
Теперь по балтийскому пути идет Украина. Совет национальной безопасности и обороны Украины, МИД страны и премьер-министр Яценюк в течение года отметились предложениями ввести визовый режим с Россией. Последним это предложил секретарь СНБО Александр Турчинов.
Киев явно рассчитывает использовать угрозу введения визового режима как рычаг давления на Москву — инициатива Турчинова была вброшена в публичное пространство в разгар переговоров о выплате России украинского долга по еврооблигациям в 3 миллиарда евро. Хотя перспектива введения виз больше должна пугать украинскую, а не российскую сторону, потому что зеркальный ответ Москвы означает депортацию на родину более 2 миллионов граждан Украины, для которых впредь станет невозможно свободно ездить на заработки в Россию. Для Украины единовременное возвращение миллионов безработных будет означать социальную и даже гуманитарную катастрофу.
Тем не менее если перед украинским руководством поставлена цель — разрушение связей с Россией, то введение визового режима — дело времени, и никакие экономические и гуманитарные соображения здесь большой роли не сыграют.
В сентябре по инициативе премьер-министра Яценюка украинское правительство запретило авиасообщение с Россией — никакой выгоды ни Украине в целом, ни отдельным украинским олигархам это не принесло, потому что Россия ответила симметрично и тоже запретила авиасообщение с Украиной. Затем Украина пошла еще дальше и вовсе закрыла свое небо от России, запретив даже транзитные перелеты российских самолетов через свою территорию. Тем временем Украинская железная дорога отменила 48 пассажирских маршрутов между Украиной и Россией. И это не предел: учитывая, что инфраструктура «Укрзализницы» изношена на 80%, железнодорожное сообщение с незалежной вскоре может вовсе остановиться.
Осенью радикальные сторонники киевской власти начали продовольственную, а затем энергетическую блокаду Крыма. Россия ответила на это прекращением поставок угля и продовольственным эмбарго — запретом на ввоз украинских продуктов. «Вечно зеленой» темой остаются поставки газа на Украину, в том числе — транзит газа через украинскую территорию. В прошлом месяце Украина отказалась платить за газ по новым контрактам и «Газпром» в очередной раз прекратил поставки газа на Украину до поступления платежей.
Все действия украинского руководства имеют целью разрыв старых связей Украины с Россией — инфраструктурных, экономических, наконец, простых человеческих связей между жителями двух стран.
Украина теперь должна не объединять, а разъединять страны и народы, быть не мостом, а преградой. Поэтому все полностью противоречащие государственным интересам Украины действия её правящей «элиты» по разрушению связей и разделению европейского континента на Россию и ЕС будут продолжаться. В противном случае вице-президент США Джо Байден в Киев бы не летал.