Президент Додон: «Мы отменим санкции и запреты СМИ в отношении России»
Александр Шамшиев
Победу на выборах президента Молдовы одержал лидер Партии социалистов Республики Молдова Игорь ДОДОН. Несмотря на плотный график, политик нашёл возможность пообщаться с порталом RuBaltic.Ru и рассказал о планах на будущее:
– Игорь Николаевич, Вы говорили о планах реанимировать сельское хозяйство и наладить экспорт продукции АПК в Россию. Россия несколько лет назад провозгласила курс на импортозамещение и активно ему следует. Думаете, в таких условиях молдавские продукты будут востребованы в России?
– Думаю, что, с учётом объёма рынка Российской Федерации, молдавские производители найдут своё место. Тем более, что полностью сделать замещение по всем товарным позициям не получится. Поэтому, с учётом опыта наших торговых отношений, которые были до всех проблем (в отношениях между Россией и Молдавией – прим. RuBaltic.Ru), думаю, что всё у нас получится. Надеюсь, в ближайшие месяцы мы всё-таки сможем возобновить экспорт наших товаров на российский рынок.
– Вы также неоднократно упоминали, что собираетесь развивать отношения с Евразийским экономическим союзом. Не могли бы Вы уточнить, в каких форматах планируете сотрудничество?
– У Молдовы сейчас действует Соглашение об ассоциации с Европейским союзом. Президент страны не может аннулировать это соглашение, потому что оно было принято парламентским большинством. У нас сейчас парламентского большинства нет. Но это нам не помешает начать сотрудничество с Евразийским экономическим союзом. К примеру, хотя бы подписать меморандум о сотрудничестве. Это будет первый шаг.
Дальше мы должны добиться полной смены власти в Молдове и проведения референдума, на котором народ должен высказаться.
– Президент Николае Тимофти поддержал европейские санкции против России. В Молдове неоднократно задерживались российские журналисты и эксперты. Их не пускали в страну, высылали. Съёмочные группы задерживали в аэропорту Кишинёва, запрещалась трансляция российских каналов. Планируете менять эту политику?
– Я категорически против политики санкций. Я считаю, что Молдова ни в коем случае не должна поддерживать никакие санкции ни против России, ни против других государств. Я выступал категорически против закрытия канала «Россия 24» в Молдове. Я выступал неоднократно и в парламенте, и публично с официальным призывом дать возможность всем медийным структурам, российским и западным, вещать на территории Молдовы. Поэтому, конечно, мы изменим политику государства в этом отношении. Все, кто хотят, могут приехать.
Нужно дать возможность молдавским гражданам смотреть любые каналы.
Пусть они выбирают, что хотят смотреть.
– Вы ведь понимаете, что европейские партнёры наверняка прохладно воспримут подобный курс в отношении России? Вы готовы к этому?
– Понимаю, что будет непросто. Я всё это видел. Но я уверен, что мы выдержим, потому что у нас другого выхода нет. Молдова должна сохраниться как независимое нейтральное государство. А решения большинства социально-экономических проблем возможны только при стратегическом партнёрстве с Российской Федерацией.
– Вас не пугает, что из-за Вашей позиции по Крыму Вы можете стать своего рода изгоем среди европейских лидеров и нерукопожатной фигурой в Брюсселе?
– Я – прагматик. Я – сторонник прагматического подхода и позиций. Думаю, все понимают, что де-факто Крым российский. Да, де-юре он не признан Западом. Но де-факто он стал российским. Это признают разные лидеры государств – президент Чехии (Милош Земан – прим. RuBaltic.Ru), например. Избранный президент Трамп неоднократно высказывался в этом духе. Мы должны строить хорошие отношения с Украиной – это наши соседи. И мы будем строить нормальные отношения.
– На выборах Вы говорили, что будете бороться против коррупции и олигархов. У Вас достаточно полномочий и ресурсов, чтобы справиться с тем же Владимиром Плахотнюком, которого на Западе называют «хозяином Молдовы»?
– Победа на президентских выборах очень важна, но это промежуточная победа. Нам нужно добиться досрочных парламентских выборов, победить на них и после этого полностью поменять ситуацию в стране. Иначе бороться с коррупцией и олигархией будет очень тяжело.
– Ваш оппонент на выборах Майя Санду сообщила, что собирается оспаривать Вашу победу в судах. Что Вы можете ей ответить?
– Мои оппоненты должны проявить политическую мудрость и признать проигрыш на выборах. Они должны брать пример со своих учителей, с тех, кто их поддерживал. Например, с Хиллари Клинтон, которая признала, что она проиграла выборы в США. Но отсутствие политического опыта не позволяет принимать такие правильные решения. Поэтому попытки опротестовать выборы, конечно, будут – и в Конституционном суде, и в других судах, – но это ни к чему не приведёт, потому что выборы были открытыми, честными. Их уже признала ОБСЕ и большинство других международных структур.
– Что собираетесь делать с Соглашением об ассоциации с ЕС? Правильно ли я понимаю, что хотите его отменить?
– Отменять Соглашение об ассоциации с ЕС на данном этапе не получится. Это – полномочия парламентского большинства, а у нас его, как я говорил, пока нет. Президент не может его отменить.
Поэтому на данном этапе мы должны сделать всё возможное, чтобы у нас были хорошие, партнёрские отношения с Европейским союзом, но в срочном порядке будем возобновлять отношения с Российской Федерацией.
– Премьер-министр Молдовы Павел Филип сказал, что положения Соглашения об ассоциации с ЕС носят для Молдовы необратимый характер. Он прав?
– Ничего необратимого нет в жизни и в истории. Нам нужно очень внимательно смотреть все плюсы и минусы, и если нужно будет делать корректировки в интересах молдавского народа, то мы их сделаем.
– Вы говорите, что будете одновременно развивать отношения и с Европейским союзом, и с Евразийским экономическим союзом. Не видите ли Вы определённые политические риски в этой позиции? Особенно учитывая печальный украинский опыт. Януковича обвиняли в том, что он тоже пытался «на двух стульях усидеть».
– У нас сейчас других вариантов нет. Соглашение об ассоциации действует. Отменять его у президента полномочий нет. Поэтому мы должны исходить из реальности, которая сейчас происходит. Мы будем возобновлять стратегическое партнёрство с Россией даже при сохранении евроассоциации. На данном этапе, я думаю, это возможно.
– Вице-председатель Еврокомиссии Франс Тиммерманс недавно сказал, что без срочных реформ европейский проект из-за кризисов может провалиться. Что Вы думаете по этому поводу? Верите, что Евросоюз способен преодолеть кризисы?
– Европейский союз сталкивается с очень многими вызовами. Полагаю, что в нынешней форме он, скорее всего, не сохранится. Конечно, нужно что-то менять. Я практически уверен, что Европейский союз не готов к расширению.
Поэтому те, кто говорят, что Молдова станет членом Евросоюза, либо не понимают реальности, либо фантазёры.
Этого не произойдёт в течение минимум следующих 10 лет. А через несколько лет, полагаю, Евросоюз будет совсем другим.