Литовской школе хотят присвоить имя пособника нацистов и идеолога Холокоста
Денис Лепский
Патриотическая общественность Литвы призывает власти Шяуляя присвоить одной из гимназий имя литовского партизана Йонаса Норейки — коллаборанта и пособника нацистов, непосредственного участника Холокоста, который больше известен под именем Генерал Ветра. Еврейская община Литвы возмущена подобной «инициативой», однако «национально сознательных» патриотов поддерживают консерваторы.
На националистическом сайте Pro Patria появилась петиция с предложением переименовать шяуляйскую гимназию имени красного революционного поэта Юлюса Янониса в гимназию имени одного из вождей «лесных братьев» Йонаса Норейки. Соответствующий документ уже направлен на имя мэра Шяуляя Артураса Висоцкаса и председателя Государственной комиссии по исторической памяти, депутата Сейма Арунаса Гумуляускаса.
Организаторов петиции возмущает тот факт, что одна из старейших школ в Литве носит имя прокоммунистического поэта Янониса. Псевдопатриотов искренне раздражает, что поэт, хоть и талантливый, был марксистом и большевиком.
Они утверждают, что гимназию должны назвать в честь ее «знаменитого выпускника» — пособника нацистов, а в будущем одного из предводителей партизан капитана Йонаса Норейки.
«После Второй мировой войны гимназия была реорганизована в среднюю школу и 5 апреля 1946 года названа средней школой имени Юлюса Янониса. После восстановления независимости школа сохранила свое название. Несмотря на то что в гимназии училось множество знаменитых и достойных людей, у которых есть заслуги перед Литвой, гимназия была названа в честь коммуниста Янониса, который когда-то тоже учился в этом заведении. Оккупировавшие Литву Советы таким образом стремились насадить память о тех личностях, которые были им выгодны», — говорится в тексте петиции.
Желающих поддержать «патриотический документ» пока не так много. На сегодняшний день под петицией подписались всего 70 человек, но число поклонников убийцы евреев и пособника нацистов постепенно растет.
Чтят память убийцы
Патриотическая общественность призвала литовских граждан подписаться под петицией и красочно расписала заслуги партизана Норейки — Генерала Ветра: каким он был патриотом, офицером, борцом против советских оккупантов и противником гитлеровской администрации.
Кем же был и чем занимался злополучный Йонас Норейка?
По данным Центра исследований геноцида и резистенции жителей Литвы (ЦИГРЖЛ), Норейка родился в 1910 году, окончил Каунасскую военную школу, поступил на военную службу. В 1939 году ему присвоили звание капитана. В июне 1940 года стал офицером запаса.
После начала Великой Отечественной войны Йонас Норейка с первых дней стал пособником нацистов. Был одним из наиболее активных участников так называемого вооруженного июньского восстания против советской власти, членом националистической организации «Литовский фронт активистов» (ЛАФ). Лидеры последнего Казис Шкирпа и Юозас Амбразявичюс были литовскими идеологами Холокоста. Активисты ЛАФ приняли участие в массовых убийствах евреев и русских еще до прихода гитлеровцев.
После ликвидации ЛАФ немецкой администрацией литовские штурмовики присоединились к вспомогательной полиции, а проще говоря, стали полицаями и членами зондеркоманд, расстреливавших евреев и непокорных местных жителей.
В августе 1941 года Йонас Норейка был назначен главой Шяуляйского уезда. Именно он приказал поместить всех евреев, живших в том регионе, в гетто и отобрать у них всё имущество. Фактически доблестный партизан издал приказ о создании этого гетто, в котором позже были расстреляны тысячи еврейских мужчин, женщин и детей.
Также Норейка благословил местное население на грабежи еврейских домов, лавок, публичные убийства и разбой. Об этих душераздирающих убийствах в книге «Наши» написала литовская писательница Рута Ванагайте: евреев выводили на площади, сначала забивали, а потом грабили, сдирали одежду, вырывали золотые зубы — и всё это делали не немцы, а литовцы.
В мемуарах литовского эмигранта Александраса Пакальнишкиса говорится, что в июле 1941 года именно по приказу Норейки были расстреляны 1 800 евреев. Несмотря на то что будущий «герой» партизанского движения лично в убийствах не участвовал, именно он создал условия для массовых казней, подписывал приказы об уничтожении мирных жителей и во всём поддерживал расовую политику Третьего рейха.
По данным литовских историков, в 1942 году Йонас Норейка вступил в конфронтацию с немецкой администрацией, противился созданию Литовского легиона СС. За это в 1943 году он был арестован гестапо и помещен в концлагерь Штуттхоф.
В 1945 году отказался последовать за немцами на Запад и остался в советской Литве, где организовал так называемый Национальный совет Литвы, целью которого стало восстановление независимой Литвы. Присоединился к «лесным братьям», стал одним из предводителей партизанских отрядов. Действовал под кодовым именем «Генерал Ветра».
В конце ноября 1946 года он был пойман, арестован и приговорен к смертной казни. Казнен 26 февраля 1947 года в Вильнюсе, в здании МГБ.
Поддерживают антисемитов
Примечательно, что странная инициатива псевдопатриотов — поклонников участника Холокоста проходит на фоне жесткой критики деятельности Норейки со стороны литовских интеллектуалов и Еврейской общины Литвы (ЕОЛ). На протяжении последних лет в Литве уже был скандал, связанный с партизаном-убийцей.
В частности, члены ЕОЛ требовали от властей убрать мемориальную доску в память о Генерале Ветра, которая «украшает» Литовскую академию наук. Требование общины поддержали представители интеллектуальной общественности. В их числе поэт Томас Венцлова, журналист Римвидас Валатка, писатель Сергей Канович, покойный евродепутат Леонидас Донскис, глава Департамента культурного наследия Диана Варнайте и многие другие.
Вышеуказанные общественники не понимают, как власти Литвы могут чтить Йонаса Норейку, если на нём кровь нескольких тысяч невинных людей. Их глубоко оскорбляет аргумент защитников партизана: мол, Генерал Ветра сам в убийствах не участвовал.
Писатель Сергей Канович и вовсе обвиняет работников Центра геноцида в антисемитизме.
«В Центральном архиве Литвы хранятся подписанные Норейкой приказы о создании гетто и разделении еврейского имущества, это было неотъемлемой частью Холокоста. Трудно представить себе Холокост без гетто. Люди, которые такое решали, были частью этого преступления. Гитлер лично тоже не убил ни одного еврея и не нажимал на спусковой крючок.
Это опасный прецедент, когда долженствующий чтить память жертв советского и нацистского режимов Центр геноцида сужает понятие Холокоста до людей, которые только нажимали на спусковой крючок», — говорит Канович.
Норейку, как ответственного за убийство евреев из Плунге, в 1984 году упоминает и солидный немецкий журнал Der Spiegel: «Большая часть литовцев, заключенных в Штуттгофе, раньше были офицерами, в их числе начальник отделения Бурагас, служивший референтом по делам евреев и распоряжавшийся в Вильнюсском гетто, а также начальник отделения Норейка, который организовал и осуществил массовое убийство жителей Плунге — евреев».
Узник Шяуляйского гетто Л. Лифшиц, который расследовал убийство евреев в Шяуляе, в материалах, находящихся в Шяуляйском музее Aušrа, обвиняет Норейку в убийстве 5 100 евреев. Норейка указал передать ему и списки имущества убитых евреев.
Консерваторы — за Норейку
Несмотря на то что в Литве, казалось бы, власти однозначно стремятся повиниться перед евреями за преступления литовцев в годы войны и стереть с себя позорное клеймо, поставленное израильским историком Эфраимом Зуроффом (последний назвал литовцев «нацией убийц евреев»), проявления антисемитизма и отрицания горькой правды по-прежнему царят в головах властей.
Особенно преуспели в этом консерваторы из партии «Союз Отечества — Христианские демократы Литвы». Например, депутат Сейма Лауринас Кащюнас утверждает, что мемориальная доска Йонасу Норейке на здании Академии наук Литвы должна быть сохранена. По его словам, партизан совершил ряд «ошибок», но, прежде всего, он боролся за независимую Литву.
Депутата Кащюнаса не смущает то, что Норейка приказывал убивать евреев, участвовал в Холокосте и служил немецким оккупантам.
Идеолог нацизма
Впервые Йонасу Норейке официально присвоили звание борца за независимость уже после 1990 года. Именно тогда власти начали формировать миф о его служении стране. Покойный президент Альгирдас Бразаускас, бывший секретарь ЦК КП Литвы, в 1997 году посмертно наградил партизана орденом Креста Витиса I степени. Именем Норейки была названа основная школа в Шукёнис, а в Шяуляе открыт памятный камень.
Это событие положило начало росту националистических настроений в обществе. По сути, литовским радикалам и крайне правым дали добро на восхваление пособника нацистов и убийцы евреев. К Литве же на международной арене прочно прилипло звание страны антисемитов, хотя это далеко не так.
Ангажированные историки скрыли неудобные факты о биографии генерала, а власти лишь подпитывали любовь к национальному псевдогерою. Благодаря таким политикам, как Лауринас Кащюнас, радикальные литовцы получили моральное право оправдать свои расистские и антисемитские взгляды.
Известный журналист Римвидас Валатка называет Йонаса Норейку «литовским идеологом нацизма», сравнивая его с Адольфом Гитлером. Дело в том, что в 1933 году будущий партизан написал книжку «Подними голову, литовец!», которая по своему содержанию очень созвучна культовому труду Гитлера «Майн Кампф».
Идеологическая подоплека этой книжицы Норейки заключается в радикальном национализме и антисемитизме. В ней говорится о борьбе против евреев, необходимости ограничить в правах нетитульное население и бойкотировать торговлю с евреями. По сути, книга Норейки стала претекстом для будущих расправ и массовых убийств.
О Йонасе Норейке и его «подвигах» ради Литвы можно сказать еще очень много. Авторы злополучной петиции о переименовании шяуляйской школы должны просто понять одно: смогут ли они посмотреть в глаза потомкам всех тех, кого Генерал Ветра приказал убить? Смогут ли они посмотреть в глаза всем тем, кто пережил Холокост и стал свидетелем ужасающих и трагических событий в Литве в годы Второй мировой.
Хочется надеяться, что не смогут.