Политика Политика

Балтийские «демократии» зачищают информационное поле своих стран

Будучи не в состоянии выдержать конкуренцию на медийном поле, страны Балтии выдворяют российских журналистов под предлогом «угрозы национальной безопасности». И это вовсе не мешает балтийским республикам занимать в западных рейтингах свободы слова лидерские позиции.

Список персон нон-грата в Эстонии пополнился именем российской журналистки Марины Перекрестовой. Сотрудницу МИА «Россия сегодня» в понедельник не пропустили в страну эстонские пограничники, сообщив, что она находится в «черном списке», и ее пребывание в Эстонии нежелательно. Перекрестова отправлялась в служебную командировку с целью организации работы в Таллине представительства российского информагенства. Протест по поводу запрета на въезд журналистки заявили МИД РФ и посольство России в Эстонии. Отмечалось, что воспрепятствование законной деятельности журналиста плохо вяжется с демократическими стандартами.

Однако подобные случаи для Прибалтики уже, скорее, рутина, чем нечто экстраординарное — здесь к СМИ давно сформирован собственный подход. Вовсю участвуя в информационном противостоянии с Россией, балтийские республики поставили себе задачу всевозможными методами не допустить прихода структур «России сегодня» на свою территорию. Летом, в ожидании развертывания входящего в холдинг «Россия сегодня» радио «Спутник», литовские спецслужбы попросили граждан проявить сознательность и не сотрудничать с российскими журналистами. Отгородиться от общения с российскими СМИ советовали и эстонские чиновники. Правительственный пресс-секретарь Хелин Вахер сказал, что интервью и комментариям для журналистов из России нужно «зажигать красный свет». К игнорированию российских СМИ призвал пресс-секретарь Министерства обороны Эстонии Андрес Санга.

Пресса и телевидение, транслирующие взгляды, отличающиеся от официальной позиции Вильнюса, Риги и Таллина, объявляются пропагандой и солдатами гибридной войны. Неугодным журналистам вменяются попытки дестабилизировать обстановку в стране и чуть ли не соучастие в развале балтийской государственности. Их депортируют и разворачивают на границе. Оставшиеся оказываются под колпаком спецслужб и становятся фигурантами их ежегодных отчетов в качестве угроз национальной безопасности. В последние годы чистка информационного пространства от «идеологических еретиков» только усилилась.

Показателен в этом плане казус с Международным медиа-клубом «Импрессум» (Таллин). В официальных документах КаПо организация прямо именовалась не иначе, как «враждебный проект». Как следствие, клуб испытывал многочисленные трудности с арендой помещений для своих мероприятий. В разное время эстонские власти запрещали въезд гостям клуба военному эксперту Игорю Коротченко, политологу Владимиру Жарихину, писателю Герману Садулаеву, журналисту и бывшему евродепутату Джульетто Кьезе, директору Института этнологии и антропологии РАН академику Василию Тишкову. Проблемы возникли у одной из учредительниц «Импрессума», журналистки «КП» Галины Сапожниковой: в августе ее, резидента Эстонии, депортировали из Литвы, объявив «невъездной» на пять лет. Примерно в это же время из Литвы депортировали латвийских общественников Александра Кузьмина и Иосифа Корена, едущих на конференцию, посвященную национализму, а в Латвию ранее стал «невъездным» шеф-редактор портала BaltNews.lt Анатолий Иванов.

«Свобода перемещения журналистов — неотъемлемая часть существования демократического общества, неотъемлемая часть свободы слова и свободы выражения. Фактически журналистам в Прибалтике не дают работать, — заявил Ашот Джазоян, секретарь Союза журналистов России и руководитель Медиаконгресса «Содружество журналистов» в комментарии порталу RuBaltic.Ru, данному по поводу ограничений, с которыми сталкиваются российские журналисты в Литве, Латвии и Эстонии. — Невозможно прикрываться разными предлогами, потому что журналисты имеют соответствующие документы и выезжают выполнять свой профессиональный долг. Если мы говорим о демократической, свободной Европе, это вызывает недоумение.

Мне вообще кажется, что ситуации, связанные с запретом на въезд журналистам в ту или иную страну, становятся уже новой тенденцией».

Действительно депортация журналистов и медийных персон, равно как санкции против русскоязычных каналов за подачу «неправильных» точек зрения, повторялись в Прибалтике за последние годы многократно и встречали осуждение со стороны ОБСЕ. Недавний случай с Перекрестовой не стал исключением, в ОБСЕ вновь подчеркнули, что журналисты должны перемещаться свободно.

В Союзе журналистов России также считают, что внесение журналистов в «черные списки» является грубейшим нарушением не только прав журналиста, но и прав человека. И неприятие чужой редакционной политики не может служить основанием для попрания этих фундаментальных прав. «Любому человеку может нравиться или не нравиться конкретное СМИ, которое выражает определенные взгляды, в том числе, интересы своей страны, — рассуждает Джазоян. — Но вспомните Вольтера, который говорил: "Я не согласен с вами, но готов умереть за ваше право говорить это". Мы или принимаем свободу слова как норму демократии, либо нет. Несмотря на разные санкции, у нас, в России, спокойно работают прибалтийские журналисты, никто их не ограничивает в правах».

Вместе с тем в различных рейтингах свободы СМИ именно Прибалтика стабильно удерживает лидирующие позиции.

Согласно новейшему рейтингу Freedom House, балтийские страны превосходят таких коллег по Евросоюзу, как Италия и Венгрия. У Эстонии со свободой СМИ дела обстоят куда лучше, чем у Франции, Испании, Германии, Великобритании и даже США с Канадой. В аналогичном рейтинге «Репортеров без границ» Эстония гордо занимает 10-е место из 180 стран. Латвия — 28-е, Литва — 31-е. Великобритания довольствуется лишь 34-м, а США вообще на 49-м.

Как ни парадоксально, многие прибалтийские политики сами — выходцы из журналистской братии. Так, президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес сам журналист — трудился десять лет на радио «Свободная Европа», финансируемом Конгрессом США. От редактора в отделе зарубежных новостей до главного редактора прошел путь в газете Postimees депутат Рийгикогу Марко Михкельсон. Литовский депутат Аудронюс Ажубалис — тоже журналист по образованию, а во время перестройки в СССР даже работал корреспондентом еженедельной газеты Саюдиса «Atgimimas» («Возрождение»). Апологет «твиттерной дипломатии», министр иностранных дел Латвии Эдгар Ринкевич был в начале 1990-х гг. политическим обозревателем на латвийском радио.

Список подобных примеров можно продолжать еще долго — недавние «соловьи свободы» перелетели на другую сторону баррикад и теперь пытаются управлять журналистами, к сообществу которых совсем недавно принадлежали. За такую свободу выступал Саюдис? Такие журналистские нормы культивируются на деньги Конгресса США?