Евродепутат: политика русофобии в Латвии зависит от отношений России и Запада
Михаил Кришталь
Посол Латвии в России Евгений Лукьянов сказал службе новостей латвийского радио, что омрачить отношения между Москвой и Ригой не смогут даже поправки к закону о вузах, которые исключили возможность получения жителями Латвии высшего образования на русском языке. С вопросом о том, не подыгрывает ли российский дипломат латвийским националистам, делая подобные заявления, аналитический портал RuBaltic.Ru обратился к депутату Европейского парламента, сопредседателю Русского союза Латвии Мирославу МИТРОФАНОВУ:
— Г-н Митрофанов, Евгений Лукьянов позитивно оценил отношения между Россией и Латвией, указав, что принятые Сеймом поправки к закону о вузах не смогут их омрачить. По мнению посла, русское образование жители Латвии смогут получать и в России. Как бы Вы могли это прокомментировать?
— Посол, безусловно, обладает чувством юмора и даже очень специфической иронии. Я его прекрасно понимаю, фактически в его словах содержится прямое послание к властям Латвийской республики: во-первых, Россия открыта для диалога, и во-вторых, каждый глупый и недружественный шаг, который делает Латвия по отношению к России или к своему русскоязычному населению, будет иметь обратную сторону. В данном случае это повышение конкурентоспособности российского образования для жителей Латвии.
Это, конечно, ироничное послание, а в каждой шутке есть доля шутки. Здесь же, я считаю, шутки больше, чем серьезного подхода. Мы прекрасно все понимаем, ведь для обучения в российских вузах на тех же условиях, на каких учатся граждане России, латвийским гражданам все-таки нужно получать образование, которое позволило бы им владеть русским языком как родным.
В этом отношении латвийским выпускникам будет очень сложно составить конкуренцию российским школьникам, особенно если в Латвии будет осуществлена реформа по переводу среднего образования на латышский язык.
В этом случае российские вузы станут очень сильно проигрывать западным университетам в конкуренции за нашу молодежь. Выпускники школ будут знать на должном уровне английский, поскольку его не прекращают преподавать в Латвии, и в то же время не смогут получить знание литературного русского языка. И если они не смогут ни читать, ни писать на русском, то, конечно, по окончании школы будут уезжать на запад для того, чтобы продолжить обучение в одной из стран Европейского союза или за океаном, что, в принципе, сейчас и происходит.
Если смотреть на количество выпускников русских школ, которые едут на запад и в Россию, то цифры отличаются на порядок не в пользу последней. Скажем, если брать выпускной класс, то 80% имеют четкое желание продолжить обучение или найти работу в странах Западной Европы и 1–2 человека подумывают о том, чтобы учиться где-то в России.
Если будет потеряна средняя русская школа, то эта пропорция станет еще более неблагоприятной в отношении конкурентоспособности российских вузов за выпускников школ Латвии.
Поэтому, возвращаясь к началу, конечно, не закон о запрещении обучения на русском языке в университетах обладает главным негативным значением, а именно ликвидация образования на русском языке, которая началась в этом году 22 марта после принятия соответствующих поправок в латвийском Парламенте.
— Есть ли реакция в русскоязычной общественности Латвии на заявление посла России? И в целом слова г-на Лукьянова будут рассматриваться как личное мнение или как позиция МИД РФ?
— Все зависит от степени информированности и вовлеченности. Мне по долгу службы приходится иметь дело с дипломатами, и я могу отличить иронию от серьезных заявлений. Но многие люди у нас, конечно, воспримут слова российского посла всерьез, они будут находиться в недоумении, когда дело подойдет к принятию решения, куда отправлять своего ребенка учиться.
Потому что, еще раз повторюсь, та система обучения, которая сейчас складывается в Латвии под давлением крайних националистов, предполагает полный отрыв от русской культуры и русскоязычного образовательного пространства. То есть на Запад — да, на Восток — нет.
— Говоря о том, что запрет на получение русскоязычного образования в высшей школе не сможет омрачить позитивный фон российско-латвийских отношений, г-н Лукьянов не подыгрывает латвийским националистам — сторонникам перевода всего обучения на латышский язык?
— Я думаю, что они тоже прочитают иронию в его словах, мол, вы, ребята, хотели сделать хуже нам, а сделали хуже себе. Я думаю, этот сигнал они прочитают, не такие уж они глупые.
А что касается взаимодействия, то путем таких заявлений, будь они серьезные или несерьезные, в корне изменить отношения между Латвией и Россией в худшую или лучшую сторону нельзя. Потому что необходим целый комплекс мероприятий, и еще очень много зависит от внешнего контекста — от отношений России с Западом и конкретно с Соединенными Штатами.
Я вам скажу, что меня больше поразило за последние дни. Это не заявление российского посла, потому что я уже привык к его ироничному тону. Мы воспринимаем это с должным уважением. Меня больше потрясла статья Фрэнка Гордона в «Латвияс Авизе» (латвийская национально-консервативная ежедневная газета Latvijas Avīze — прим. RuBaltic.Ru), где он описывает перспективы встречи Путина и Трампа в Финляндии. Гордон — крайний русофоб и высокомерный товарищ, это бывший латвийский житель, который сейчас живет в Израиле и пишет антирусские и антироссийские статьи. Так вот, заканчивается его статья достаточно подхалимским и низкопоклонническим заявлением о том, что после двусторонней встречи какие-то великие перемены возможны и даже будут иметь позитивное значение.
Понимаете, латышская элита очень чувствует силу, и если будут меняться отношения между Россией и США, то она будет, по крайней мере, выстраивать отношения с Россией по-другому.
— То есть правящая элита Латвии готова, так сказать, «переобуться»?
— Да, они всегда так делали. Это касается и событий 1940 года, то есть инкорпорации Латвии в состав СССР. Когда было выгодно поменять ориентацию и прогнуться под сильных, латвийские правящие всегда это делали. И потом, был 50-летний советский период, когда наблюдалось абсолютно бесконфликтное взаимодействие латышской элиты и советской власти. А в начале 1990-х годов произошли резкая и полная переориентация тех же самых людей на сближение с Западом и переход на антирусские, антироссийские позиции.
Поэтому если конъюнктура международная поменяется, произойдет новый скачок. И многие будут удивлены, как это люди, которые еще недавно столь ненавистнически относились ко всему русскому и всему российскому, полностью изменили свое отношение.
— Чего русскоязычная общественность Латвии ждет от России, на какую поддержку она рассчитывает?
— Если смотреть с точки зрения стратегии, мы ждем плановой работы и глубоко продуманной работы с диаспорой за границей. Сегодняшнее хаотическое взаимодействие затрагивает очень малое количество соотечественников за рубежом, и это порождает определенную слабость.
Но с другой стороны, слабость организованного взаимодействия с диаспорой компенсируется огромным влиянием современной российской культуры. Благодаря современным средствам связи — телевидению, интернету и т.д. — воздействие России с помощью мягкой силы, в плане идеологии и культуры, колоссальное, оно превозмогает все ошибки и недоработки российской дипломатии и исполнительной власти. То есть культура — она все заменяет собой и все компенсирует.
Если говорить о ближайших перспективах, мы бы хотели, чтобы высшая российская администрация в большей степени переориентировалась на поддержку принципиальной русской оппозиции в той же Латвии, для того чтобы мы могли получить какую-то помощь хотя бы в области СМИ или в плане дипломатии перед выборами в Сейм.
Однако мы не хотим ставить в неудобное положение российское руководство и обращаться к ним, требовать, укорять в чем-то Россию.
Мы прекрасно понимаем, что наша судьба находится в наших руках, в руках русских жителей Латвии, и мы обязаны сделать все, что от нас зависит, для сохранения русского среднего образования.
Поэтому акции протеста будут идти по нарастающей. И уже осенью этого года, 15 сентября, пройдет следующее массовое шествие в Риге.
Протесты продолжатся и после выборов. Безусловно, сейчас акции связаны с выборами, эту деятельность нельзя рассматривать в отрыве от избирательной кампании партии «Русский союз Латвии». Однако и после выборов мы планируем продолжать и расширять наши акции протеста до тех пор, пока не достигнем такого уровня вовлеченности жителей страны в протестное движение, что власти будут вынуждены начать с нами считаться и пойти на компромисс: обеспечить обучение в средних школах на русском языке и снять ограничение для высшей школы на использование русского как языка обучения.