Прибалтика бьет собственные рекорды эмиграции: за первый квартал этого года из Литвы уехало вдвое больше жителей, чем годом ранее, а в Латвии демографы прогнозируют исчезновение латышей через сто лет. Треть жителей балтийских стран собирается уезжать, население стареет, эмиграция — стратегия большинства молодежи, а Eurostat корректирует свои прогнозы по темпам вымирания Прибалтики в сторону увеличения. Лидеры стран Балтии тем временем рапортуют о росте ВВП и называют свои страны одними из самых развитых в мире, стойко игнорируя чудовищную статистику. Государствам Прибалтики плевать на людей, и люди им платят взаимностью, отказываясь жить в своих странах, защищать их.
Бывший президент Латвии Валдис Затлерс причисляет свою страну к числу самых развитых государств мира. В недавнем интервью Затлерс без ложной скромности заявил, что он и сам приложил руку к этому невероятному успеху и процветанию.
«Я горд за эту страну и то, что сделал ее народ за прошедшие двадцать шесть лет. Не только восстановил страну, но и вывел Латвию в число самых развитых государств мира. Конечно, можно было сделать лучше. Но стратегических ошибок не было. Я часто перечисляю важные стратегические решения — стратегических ошибок не было!» — восхищается собой и соратниками экс-президент в интервью «Латвийскому радио — 4».
В реальности Латвия так бурно и неистово процветает, что через сто лет латыши и их язык исчезнут, а на территории страны не останется никого живого.
За последние пять лет Латвия потеряла умершими и уехавшими 92 тысячи человек — 5% населения, а за четверть века «стратегически безошибочного развития» страна лишилась каждого третьего. «Основываясь на этих данных, можно предположить, что нам осталось около 100 лет, — считает руководитель рижского бюро Международной организации по миграции демограф Илмар Межс. — Уровень рождаемости был меньше уровня смертности все последние 25 лет, с тех пор, как Латвия стала независимой. В прошлом году умерших было на 7 000 больше, нежели родившихся. К тому же около 10 тысяч жителей эмигрировали за границу».
Другой местный демограф, профессор Латвийского университета академик Петерис Звидриньш, пишет
Катастрофическая депопуляция приближает страну к социальному кризису: в Латвии не остается специалистов в жизненно важных отраслях. Последняя новость: медперсонал крупнейших латвийских больниц обратился к правительству с призывом о помощи: хирурги увольняются из-за низких зарплат, операционные закрыты, нет специалистов, способных прооперировать брюшную полость и щитовидную железу.
Массовая депопуляция и бегство квалифицированных кадров уже приводят к трагедиям и смерти людей — это вынуждены признавать высшие правительственные чиновники.
«В Латвии ежегодно умирают младенцы и молодые мамы, — заявила
Получается безвыходная ситуация. Специалисты уезжают. В Латвии становится страшно рожать детей: некому принимать роды, некому наблюдать за ребенком в первые годы жизни. Школы и детские сады закрываются, от государства финансовой помощи не дождешься, хорошей высокооплачиваемой работы нет, или она вся «по блату». Неудивительно, что те немногие люди, которые остаются, не решаются обзавестись потомством. Страна неуклонно вымирает.
Но такой пустеющей Латвии не существует в солнечной картине мира политиков. Никакие ужасающие факты о ситуации в стране не лишают их жизнерадостного оптимизма. Возьмем того же экс-президента Затлерса. «Но ведь люди уезжают и приезжают обратно. Было бы заблуждением говорить, что через десять лет мы будем такими же, как лет двадцать назад. Например, жить в деревне и никуда из нее не уезжать. Мы живем в открытом и свободном мире, где миграция — естественное будущее», — считает экс-глава Латвийского государства.
Уподобление Латвии деревне из уст ее бывшего лидера — само по себе сильно, но после такого объяснения причин эмиграции экс-президенту лучше увеличить охрану. Родственники латышей, горбатящихся в Европе на черных работах, за утверждение о том, что их близкие выехали из Латвии посмотреть мир и выпить в Париже кофе с круассаном, наслаждаясь видом Эйфелевой башни, могут оставить доктора Затлерса без зубов.
Власти Прибалтики в упор не видят проблем сограждан и как ни в чём не бывало вешают людям на уши лапшу об их благополучии и процветании: правящему классу плевать на людей, и люди им отвечают взаимностью, отказываясь жить в своих странах и защищать их.
Согласно исследованию Социологического института Центра социальных исследований Литвы, проведенному по заказу Комитета национальной безопасности и обороны литовского Сейма, половина населения в случае военной агрессии тут же сбежит из страны. Четверть жителей останется только ради того, чтобы обеспечить безопасность членам своей семьи.
Только 20% опрошенных заявили, что будут с оружием в руках защищать Литву. Абсолютное большинство граждан не станет этого делать. За что защищать Литовское государство? За то, что десятилетия выдавливало все безработные «лишние рты» в эмиграцию? За четвертьвековые обещания зажить как Скандинавия, после которых Литва живет хуже, чем Беларусь? За потуги на «демократизацию» постсоветского пространства при полном игнорировании социальной политики и равнодушии к положению дел в собственной стране? За разрушение порта, железной дороги, атомной станции, фабрик и заводов, рыболовецкого и торгового флота ради «европейского выбора»? За тотальную коррупцию политиков и чиновников? За дедулю Ландсбергиса и агента «Магнолию»- Грибаускайте?
Сама жизнь доказывает правоту исследования литовских социологов. После начала истерики о «надвигающейся российской агрессии» и возвращения в 2015 году всеобщей воинской повинности эмиграция из Литвы не просто выросла, а стала бить мировые рекорды. Бьет уже третий год.
В этом году бегство населения из республики ускорилось почти вдвое. Если за первый квартал уехали 9 823 человека, то за аналогичный период 2017 года — 18 550 человек. С 1991 года Литву только официально покинули не менее 700 тыс. жителей; с учетом литовцев, не регистрирующих свой отъезд, реальные цифры эмиграции могут превышать миллион человек. Демограф Видмантас Даугирдас сравнивает вызванный эмиграцией демографический кризис с последствиями голода, войны или эпидемии.
Европейские службы корректируют свой прогноз по темпам вымирания стран Прибалтики в сторону увеличения.
Согласно уточненному этой весной прогнозу Eurostat, к 2050 году в Литве останется 2 миллиона человек, а к 2080 году — 1650 тысяч жителей. Таким образом, к столетию своей «второй независимости» Литовская Республика потеряет 2 миллиона из 3,5, которые у нее были в 1991 году. И превратится при этом в богадельню: жители старше 60 лет составят 85% населения страны.
Уже сейчас численность населения в возрасте 65 лет и старше в Литве составляет 19% (549 тысяч человек). Коэффициент старости с 2001 года вырос в 1,8 раза. В то время как в Скандинавских странах, на которые Литва равняется и к которым якобы относится, наблюдается положительная смена поколений (третий ребенок в семье стал нормой), в Литве смертность превышает рождаемость, а дети в ней появляются больше сезонно — летом, когда их присылают дедушкам и бабушкам родители из Англии.
Литовцы и латыши вымирают, а их страны, при всём внешнем спокойствии и благополучии, стоят на краю пропасти: скоро из Прибалтики уедет критически много экономически активных жителей, критически много специалистов в жизненно важных профессиях, а доля пожилых людей в структуре населения критически увеличится — за ними некому будет ухаживать, им некому будет платить пенсии.
Реальные Латвия и Литва находятся на пороге социального коллапса. Зато придуманные страны Балтии, образ которых транслируют местные власти, относятся к «самым развитым государствам мира». Они благоденствуют и процветают.
Растет ВВП на душу населения (чего бы ему не расти, если душ населения становится всё меньше, а дотации из еврофондов на развитие инфраструктуры остаются неизменными), улучшаются основные макроэкономические показатели, снижается безработица (еще бы ей не снижаться, если все безработные «валят» за границу), множатся положительные отзывы западных коллег об экономической дисциплинированности балтийских правительств.
За отчаянными потугами доказать всем, какая Прибалтика успешная, прогрессивная и растущая «витрина» европейской интеграции, на реальные проблемы жизни в своих странах у местных властей времени уже не остается.
Им плевать и на эти страны, и на живущих в них людей.
Поэтому Прибалтика и умирает — жители платят своим правительствам взаимностью: тоже плюют на собственные страны, пакуют чемоданы и бегут в аэропорт с криком «Спасайся кто может!».