Кредиты и санкции: о чём говорят «друзья Украины» за завтраком?
Александр Шамшиев
15 мая в Брюсселе прошел рабочий завтрак в формате «группа “друзей Украины” в ЕС + Украина». На нём глава украинского МИД Павел Климкин пообщался с верховным представителем Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности Федерикой Могерини и с рядом других европейских коллег. Такой формат существует давно и периодически созывается по воле какой-либо из стран ЕС. На этот раз его запустила Польша, чей министр иностранных дел Витольд Ващиковский также «позавтракал с “друзьями”» и провел отдельные переговоры с Климкиным.
Завтрак для своих
Мероприятие прошло тихо, практически по-домашнему, оттого широкой огласки не получило. Журналистов освещать похождения «друзей Украины» не позвали, пресс-конференций не проводилось. Европейские чиновники воздержались от громких заявлений. Даже Польша, по чьей инициативе формально стороны собирались «завтракать», не стала выпускать отдельного пресс-релиза. О содержании известно лишь со слов Климкина, да и то в общих чертах.
Помимо дежурных клятв о территориальной целостности и суверенитете Украины, европейцы поддержали давление на Москву и санкции.
Климкин, кроме того, доложил о своей недавней поездке в Вашингтон, где он встретился с вице-президентом Майком Пенсом и сделал довольно специфическое
Еще одна цель завтрака — поблагодарить европейцев за поддержку, особенно по части долгожданного «безвиза», который неделю назад одобрил Евросовет (ожидается, что безвизовый режим между Украиной и большинством членов ЕС заработает 11 июня).
Отдельной похвалы удостоились одни из самых верных союзников Киева — поляки.
«Вчерашний завтрак продемонстрировал, насколько важна позиция нашего соседа Польши в вопросах консолидации европейских усилий в поддержку Украины», — сказал
Неслучайно присутствие на завтраке Йоханнеса Хана, еврокомиссара по вопросам расширения и политики добрососедства. В ноябре состоится очередной саммит «Восточного партнерства». Официальный Киев рассчитывает использовать его площадку для того, чтобы призвать государства Евросоюза активнее «евроинтегрировать» Украину и помогать ей «евроинтегрироваться» самой. Порошенко недаром назвал отмену виз окончательным разводом с Россией.
Закономерный следующий шаг — скорейшее сближение с Европой. Это стратегическая цель Киева.
12 мая Климкин сформулировал ее как «усиленную ассоциацию» с ЕС с перспективой вступления в Союз. Амбиции главного украинского дипломата произвели локальный фурор, ведь о полноценном присоединении к Евросоюзу на Украине говорят осторожно даже наиболее ярые сторонники европейского пути.
Тем не менее Климкин оговорился, что его страна в будущем должна получить все преимущества четырех свобод ЕС: свободного перемещения капитала, товаров, услуг и рабочей силы, что фактически равносильно вступлению. Для сравнения, некоторые из свобод в полной мере хотят сохранить британцы во время Brexit, на что Брюссель дает однозначный ответ «нет». «Во всех направлениях мы должны постепенно, но очень сконцентрированно и системно продвигаться к Европейскому союзу. Вот именно это я имею в виду», — позже уточнил глава украинского МИД.
Полезная дружба
Непубличный и малозаметный завтрак в Брюсселе — хороший пример работы проукраинских лоббистских площадок, которые после победы Евромайдана появлялись в Европе как грибы после дождя. В декабре 2014 года в Европарламенте усилиями польских и прибалтийских депутатов была создана группа «Друзья европейской Украины».
На первую сессию пришли 50 парламентариев из 18 стран. Сотрудничать с ними обязались 50 депутатов Верховной рады. Многие нардепы приезжали на встречи группы, включая Рефата Чубарова, лидера запрещенного в России Меджлиса крымско-татарского народа.
Со стороны ЕС сопредседателем стал известный литовский либерал Пятрас Ауштрявичюс, с украинской — вице-премьер по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Иванна Климпуш-Цинцадзе и министр экологии и природных ресурсов Остап Семерак.
«Друзья европейской Украины» регулярно призывают накладывать на Россию новые санкции и проводят парламентские слушания по ситуации в Крыму, рассказывая о «тяготах оккупации».
Кроме того, в Европарламенте сформирована солидная делегация для участия в Парламентском комитете по ассоциации Украины с ЕС. Возглавляет ее поляк Дариуш Росати, одним из заместителей является реформистка из Эстонии Кайя Каллас. Числятся там не менее колоритные евродепутаты вроде польского консерватора Рышарда Чарнецкого и Ребекки Хармс — «зеленой» из Германии. Все они отличаются жесткой антироссийской риторикой.
Собственная группа по поддержке Украины в апреле 2014 года появилась в Еврокомиссии. Ее задачи — содействие реформам в стране, всесторонняя помощь в евроинтеграции и посредничество в переговорах с внешними кредиторами. Один из главных лоббистов Украины — Андерс Фог Расмуссен.
Экс-генсек НАТО и бывший датский премьер сейчас трудится советником Порошенко. Расмуссен создал собственную инициативу «Друзья Украины», занимающуюся привлечением в страну кредитов, грантов и инвестиций из-за рубежа. Занимается фирма Расмуссена и политическим лоббизмом. В частности, она совместно с Киевом боролась за «безвиз» и советовала продлевать антироссийские санкции, причем не на шесть месяцев, как заведено в Брюсселе, а сразу на год. Совершенно аналогичную просьбу недавно озвучил его наниматель — президент Порошенко. Он собрался
ставить перед Евросоветом вопрос о том, чтобы не мелочиться и продлевать санкции на больший срок.
Многочисленные группы «друзей Украины» существуют как раз для таких целей: добиваться санкций, выбивать деньги под реформы, подогревать антироссийский климат, одним словом, не давать забывать о нуждах и чаяниях Киева.
В этом отношении они органично дополняют официальные встречи на высшем уровне, действуют параллельно с ними. На них же возлагается другая немаловажная задача — пиар, создание позитивного имиджа «страны победившего Майдана».
Периодически в западных СМИ всплывают то нелицеприятные статьи о царящей на Украине коррупции, то сообщения о пробуксовке преобразований, то репортажи о приключениях националистов. Когда подобное происходит, «друзья» готовы объяснить, что, несмотря на дурные слухи, украинцам надо продолжать помогать деньгами, а журналисты, скорее всего, врут. После того как визовый вопрос практически разрешился, именно дальнейшая финансовая помощь будет для проукраинских лоббистов первостепенным полем для работы.