Смоленская гражданская война: Польша отметила расколом годовщину гибели Леха Качиньского
Сергей Широколобов
С момента авиакатастрофы под Смоленском, случившейся 10 апреля, исполнилось десять лет. В Польше эта круглая дата стала поводом для очередных нападок на Россию и обострения внутриполитических разборок между властью и оппозицией. Польское руководство, провластные политики и журналисты вновь заговорили о «российском следе» и вспомнили о «вине» бывшего премьер-министра Дональда Туска, возглавлявшего правительство на момент трагедии. В свою очередь представители оппозиции выступили с резкой критикой власти и обвинили правящую партию «Право и справедливость» («ПиС») в разжигании «гражданской войны».
Накануне годовщины Варшава обратилась к Москве с дипломатической нотой, в которой призвала немедленно вернуть обломки Ту-154, а из уст польских политиков вновь зазвучали обвинения в адрес России.
С критикой российской версии причин авиакатастрофы выступил президент Анджей Дуда. По его мнению, Москва пытается свалить вину на польских пилотов,
Однако главным специалистом по «российскому следу» остается бывший глава Минобороны Польши Антоний Мацеревич, который сейчас возглавляет комиссию по расследованию причин авиакатастрофы.
Он и на этот раз отметилсягромким заявлением о том, что самолет был уничтожен двумя взрывами.
Также Мацеревич акцентировал внимание на том, что ранее ремонт Ту-154 якобы «был реализован на основе решений российских спецслужб» и это «могло иметь далеко идущие последствия». Традиционно досталось и Дональду Туску. Экс-главы Минобороны назвал его «автором и соавтором смоленской лжи» и обвинил в действиях, которые «навсегда должны были скрыть то, что действительно произошло над Смоленском».
Такой нарратив был поддержан некоторыми родными и близкими погибших.
Экс-депутат Европарламента от «ПиС» Беата Госевская, супруга политика, погибшего в авиакатастрофе, в интервью еженедельнику Do Rzeczy заявила, что в Смоленске произошло «покушение», а виновные в нем останутся безнаказанными и смогут «смеяться прямо нам в глаза».
Она отметила, что с самого начала имел место «заговор молчания на международном уровне».
«Мы надеялись, что, возможно, удастся что-то сделать на форуме ЕС, но как евродепутат в Европарламенте я столкнулась со стеной. Евродепутаты из других государств в кулуарных переговорах признавались, что прекрасно понимают, кто такой Владимир Путин, что это не просто авиакатастрофа. Но официально делом никто заниматься не хотел, все набирали в рот воды. Мы — члены НАТО и ЕС, и ни одно из этих учреждений не хотело связываться по этому вопросу с Россией»
В свою очередь, провластная журналистка Анита Гаргас считает, что из-за неправильной позиции Дональда Туска «расследование было отдано в руки россиян», что привело к тому, что «большая часть улик исчезла». При этом журналистка полагает, что не все еще потеряно, так как россиянам «не удалось уничтожить все улики» и «запугать всех свидетелей».
Однако другой журналист Станислав Янецкий настроен более пессимистично. В интервью на государственном телеканале TVP INFO он заявил:
«Что касается того, узнаем ли мы правду, в целом я не уверен по той причине, что на той стадии, когда доказательства были "горячими", происходило их уничтожение или фальсификация».
На годовщину авиакатастрофы отреагировали и в лагере оппозиции.
Политики из «Гражданской коалиции», членом которой является Дональд Туск, и других политсил, а также и оппозиционные медиа выступили с критикой правящей партии, обвинив ее в использовании темы смоленской трагедии в политических целях.
По мнению вице-спикера сената Михала Каминьского, «ПиС» использовала тему авиакатастрофы для прихода к власти:
«Смоленская ложь и отвратительное использование смоленской лжи нынешней командой власти послужили им для получения власти. Сегодня отчетливо видно, что ничего не стоят теории, которые были проповедованы, о мнимом покушении, бронированных березах, уже даже стыдно об этом вспоминать, потому что это издевательство над приличиями ума, все это оказалось наглой ложью. К сожалению, оплаченной гигантскими деньгами налогоплательщиков», — отметил он на телеканале TVN24.
Евродепутат Радослав Сикорский заявил, что к годовщине катастрофы правительство должно перестать лгать и завершить расследование.
«После 10 лет прокуратура под надзором "ПиС" могла бы завершить расследование. <…> Только оно давно показало, что покушения не было, поэтому оно не завершено и результаты не объявляются, потому что надо признаться, что поляков обманули», — сказал он.
Президент Гданьска Александра Дулькевич выступила с обвинениями в адрес «ПиС»:
«К сожалению, [трагедия] была использована некоторыми людьми для политической борьбы, и это продолжается и по сей день. Прошло 10 лет, и мало что изменилось», — подчеркнула она.
Дональд Туск написал в Twitter: «Достаточно десяти лет Смоленской гражданской войны. Отказаться от вредных эмоций и начать заново созидать общество — это было бы лучшей данью уважения всем жертвам катастрофы. Давайте попробуем».
О «войне» в Польше высказалось и издание Newsweek в статье, посвященной годовщине трагедии: «Если раньше политический спор в Польше напоминал регулярный вооруженный конфликт, проводимый силами, соблюдающими конвенцию, цивилизованные способы ведения войны, то после Смоленска польско-польская война стала тотальной войной без всяких правил».
Gazeta Wyborcza так озаглавила свой материал: «Смоленская катастрофа. Десять лет борьбы с правдой».
Издание отметило, что «нет такой лжи и такого оскорбления, которого Ярослав Качиньский, Антоний Мацеревич и другие политики "ПиС" не произносили бы все эти годы».
Популярное издание Onet.pl, комментируя заявление Мацеревича об уничтожении самолета двумя взрывами, напомнило о многочисленных теориях, которые тот уже ранее успел озвучить:
«Были теории об искусственном тумане, распылении гелия над аэродромом, выведении из строя самолета на высоте 15 метров и, в конечном счете, о взрыве — за более чем семь лет Антоний Мацеревич и его коллеги озвучили десяток гипотез о причинах Смоленской катастрофы, порой противоречащих друг другу», — сообщается в материале.
Издание отмечает, что наиболее спорными тезисами Мацеревича, в частности, являются: заговор Туска с Путиным, чтобы избавиться от Леха Качиньского, теория о трех лицах, которые якобы выжили в катастрофе, и заявление, что смоленской березы, о которую разбился самолет, никогда не было.
Однако самым громким, по мнению Onet.pl, было высказывание о том, что русские распылили над аэродромом искусственный туман.
Издание также обращает внимание, что подручные Мацеревича, проводя расследование, использовали в экспериментах сосиски и консервные банки.
О стоимости экспериментов Мацеревича с подручными средствами вспомнил депутат от «Гражданской коалиции» Дариуш Йоньский: «Как я слышал, 2,7 млн выдано в этом году на смоленскую подкомиссию, где эти эксперты показывают на вареных сосисках или доказывают на мятых консервных банках, что там произошел взрыв. <...> За фантазии пана Мацеревича мы платим 2,7 млн».
Кроме того, представители оппозиции решили использовать церемонию возложения венков у памятников жертвам смоленской катастрофы для нападок на правящий лагерь.
Они указали, что участники мероприятия нарушили указы, принятые в связи с коронавирусом, которые запрещают собираться в группу более двух человек и предписывают соблюдать дистанцию не менее двух метров.
Кандидат на пост президента и вице-спикер Сейма Малгожата Кидава-Блоньска на своей странице в Twitter назвала «возмутительным», что власть сама нарушает запреты, показывая таким образом, что «есть худшие и лучшие граждане», добавив, что «лучшие делают что хотят, а худших карают».
А председатель партии «Новочестна» («Современная») Адам Шлапка даже направил в прокуратуру уведомление о том, что Ярослав Качиньский и сопровождающие его лица нарушили предписания и запреты, принятые в связи с эпидемией.
Сами же активисты из либеральной оппозиции провели свою поминальную акцию. Они возложили к памятнику жертв смоленской катастрофы венок с надписью: «Памяти 95 жертв Леха Качиньского, который, игнорируя все процедуры, приказал пилотам приземлиться в Смоленске в крайне сложных условиях».
То, как в Польше встретили годовщину трагедии, продемонстрировало, что последняя продолжает раскалывать польский истеблишмент и поляризовать общество.
Политики по-прежнему используют эту тему для сведения счетов, взаимных разборок и поддержки русофобских настроений в стране. «Смоленская гражданская война» в Польше продолжается, и вряд ли стоит ожидать прекращения «боевых действий» в ближайшее время.