Экс-глава KNAB заявил о государственном перевороте в Латвии в 2011 году
Александр Носович
Бывший глава Бюро по противодействию и борьбе с коррупцией (KNAB) Нормундс Вилнитис раскрыл «секрет Полишинеля»: антикоррупционная кампания 2011 года, приведшая к роспуску Сейма и досрочным выборам, была спецоперацией по перераспределению власти. За борьбой с коррупцией в Латвии скрывается борьба за доступ к «кормушке», поэтому коррупции в латвийской верхушке после антикоррупционных кампаний становится всё больше.
«Я попал в политический водоворот, — рассказал о своем опыте руководства антикоррупционным бюро Латвии в интервью Neatkarīgā Rīta Avīze Нормундс Вилнитис. — Одна политическая сила еще до меня приватизировала KNAB. Они хотели приватизировать его полностью. Мне поставили ультиматум: или мы боремся в тех направлениях и теми методами, которые устраивают эту партию, или меня как начальника не будет. Это мне практически открыто заявили. Шла борьба с политическими конкурентами под антикоррупционными лозунгами. Надо сказать, что “Единству” в значительной мере удалось вытолкать конкурентов на обочину».
Вилнитис говорит о так называемом деле олигархов — громкой антикоррупционной кампании 2011 года, с которой в Латвии начался острый политический кризис, дошедший до роспуска Сейма и досрочных парламентских выборов.
В прошлом десятилетии считалось, что Латвией управляет олигархический триумвират Айнарса Шлесерса, Айварса Лембергса и Андриса Шкеле. «Три А» — Айнарс, Айварс и Андрис — взяли на содержание каждый по партии (Партия Шлесерса ЛПП/ЛЦ, Союз «зеленых» и крестьян и Народная партия) и без стеснения использовали прикормленных депутатов Сейма для извлечения прямой экономической выгоды из близости к власти.
Коррупционная склейка власти и бизнеса стала очевидна, когда 10‑й Сейм воспрепятствовал деятельности Бюро по противодействию и борьбе с коррупцией, инициировавшего уголовное преследование олигархов Шлесерса и Лембергса за подкуп чиновников и торговлю должностями. Депутаты отказались дать санкцию на обыск у Шлесерса и называли преследование олигархов политически мотивированным.
В результате президент Латвии Валдис Затлерс пошел на беспрецедентный шаг и разогнал «коррупционный Сейм», объявив досрочные выборы.
Теперь тогдашний глава KNAB утверждает, что вся антикоррупционная эпопея по избавлению Латвии от власти олигархов была государственным переворотом «Единства» и его союзников из новообразованной Партии реформ Затлерса, организованным ради перераспределения власти в их пользу.
«Когда я ушел в отпуск, руководство KNAB провело огромные обыски и пиар-акции, на мой взгляд, спланированные, — вспоминает Нормундс Вилнитис. — Это было нужно, чтобы одна политически-экономическая группировка, которая не получила достаточно голосов на выборах, смогла захватить власть. На мой взгляд, в тех событиях были признаки государственного переворота: для начала проведенные KNAB провокационные акции, потом роспуск Сейма, за которым последовало создание Партии Затлерса».
Бывший глава антикоррупционного бюро раскрыл «секрет Полишинеля»: в Латвии нет и не было никакой борьбы с коррупцией. Есть только борьба за доступ к «кормушке», и коррупции в правящей верхушке по итогам антикоррупционных кампаний становится всё больше: вчерашние антикоррупционеры спешат получить свою долю коррупционной ренты, пока их не отодвинули другие охотники до этой ренты, также рвущиеся к власти под антикоррупционными лозунгами.
То же «Единство» и слившаяся с ним Партия реформ Валдиса Затлерса, сосредоточив по итогам досрочных выборов 2011 года всю полноту власти в своих руках, по уши погрязли в коррупции.
Лидеры правящей партии, члены правительства и их административная обслуга попали в десятки скандальных историй, начиная с мелкого злоупотребления своим служебным положением и заканчивая грандиозными коррупционными аферами. Семейства премьер-министра Валдиса Домбровскиса и лидера «Единства» Солвиты Аболтини вместе и порознь были замешаны в делах о невозвращенном миллионном займе Ипотечного и кредитного банка, о партийной «черной кассе», пополнявшейся строительным бизнесом, получавшим за то государственные подряды, что в итоге довело до трагедии в Золитуде. Всё латвийское правительство, уже бывший премьер Домбровскис и верхушка Сейма участвовали в коррупционной сделке по продаже государственного Citadele banka за копейки малоизвестной американской конторе.
В результате сначала рейтинг Партии реформ рухнул до нуля, что привело к ее поглощению «Единством», а затем рейтинг самого «Единства» рухнул до 5%, что привело его к потере статуса главной правящей партии и переходу на вторые позиции после Союза «зеленых» и крестьян.
«Выяснилось, что люди не идиоты и в конце концов поняли, что их обманывают, — теперь эти псевдоборцы с коррупцией сами сидят с низкими рейтингами и лишились прежнего могущества. Выяснилось также, что шумная скандальная политика, которая была так актуальна раньше, полностью исчерпала себя», — говорит об итогах «антикоррупционной» эпопеи бывший глава KNAB Нормундс Вилнитис.
Спустя несколько лет после «дела олигархов» круговорот политиков в латвийской политической системе прошел полный цикл: у власти сегодня Союз «зеленых» и крестьян, удерживающий президентскую и премьерскую позицию. Тот самый СЗК, который несколько лет назад называли «карманной партией Лембергса» громогласные борцы с властью олигархов.
От перестановки мест слагаемых в Латвии ничего не меняется: сколько ни тасуй политическую колоду, система устроена так, что все крали и будут красть.
Сегодня и рейтинг СЗК, его правительства и нынешнего премьера Мариса Кучинскиса опустился до неприлично низких 10%. Очередная смена очередного правительства вновь не избавила Латвию от коррупции. Прошлой осенью в стране разразился очередной коррупционный скандал вокруг теневого финансирования главной правящей партии очередным бизнесменом: юрмальский риелтор Юрий Круминьш вкачивал в «зеленых» деньги в обмен на снятие ограничений на строительство в курортной зоне через экс-президента Латвии Андриса Берзиньша и экс-мэра Юрмалы Гатиса Труксниса.
Труксниса сняли, Берзиньш тоже уже на пенсии, но система работает по-прежнему. Поэтому даже если на волне новой антикоррупционной кампании произойдет досрочная смена Сейма и правительства, то ничего в Латвии не изменится. Просто под антикоррупционными лозунгами к власти придут очередные коррупционеры.