Смерть мозга ЕС: Брюссель спасает от коронавируса Польшу вместо Италии
Алексей Ильяшевич
Глава Еврокомиссии (ЕК) Урсула фон дер Ляйен презентовала так называемую Инвестиционную инициативу по реагированию на коронавирус. В соответствии с ней страны ЕС получат 37 миллиардов евро для борьбы с пандемией и поддержания экономической стабильности, которую подорвал COVID-19. При этом самую большую сумму — почти 7,5 миллиарда — почему-то получит Польша, а Италии, которая молит о помощи, евробюрократы предлагают выделить втрое меньше. Аналитический портал RuBaltic.Ru разбирался, чем объясняется это безумное решение.
В то время как заболеваемость коронавирусом COVID-19 в Китае идет на спад, главным очагом эпидемии стала Европа. Как показывает практика, либеральная модель, навязываемая Западом всему миру в качестве образца для подражания, справляется с биологическими вызовами намного хуже «презренных» автократий. Переломить эту тенденцию призвана Инвестиционная инициатива ЕС по реагированию на коронавирус.
Эта программа — всего лишь часть «скоординированной политики», которой руководят наднациональные органы ЕС с главой Еврокомиссии Урсулой фон дел Ляйен в первых рядах. На сайте ведомства в формате «вопрос — ответ» представлен подробный отчет о принимаемых мерах. Отдельное внимание в нем уделено Италии. Один из первых вопросов звучит так: как комиссия обеспечивает поддержку этой страны в части поставок средств индивидуальной защиты?
Позволим себе полностью процитировать отписку евробюрократов: «Комиссия полностью осознает критическую ситуацию, сложившуюся в Италии. Яростное распространение вируса обусловило нынешнее отсутствие необходимого медицинского защитного оборудования. Ситуация усугубляется тем фактом, что ряд государств-членов принял/принимает национальные меры, такие как запреты на экспорт, которые серьезно подрывают и без того напряженную систему поставок. Поэтому комиссия настаивала на том, чтобы государства-члены воздерживались от принятия/осуществления таких нецелевых национальных мер, и просила их сотрудничать в целях осуществления эффективного общеевропейского подхода, основанного на солидарности между государствами-членами».
В сухом остатке получается, что «помощь» Еврокомиссии — это просьбы не вводить национальные меры, которые усугубляют и без того плачевное состояние Италии. На этом все.
Еще более показательна финансовая часть вопроса. В рамках Инвестиционной инициативы по реагированию на коронавирус предлагается быстро мобилизовать средства из европейских фондов. В частности, 37 миллиардов евро будут взяты из программы политики сплочения (кохезии) на 2014–2020 годы.
По задумке ЕК, этих средств должно хватить и для борьбы с COVID-19, и для сглаживания экономических последствий кризиса. Но принцип распределения этих средств выглядит, мягко говоря, нелогично.
Инвестиционная инициатива имеет трехуровневую структуру. Во-первых, странам ЕС разрешили не возмещать около 8 миллиардов евро, которые они не использовали по целевому назначению в 2019 году (теперь эти деньги станут «буфером ликвидности»). Во-вторых, на обуздание коронавируса будет выделено дополнительно 29 миллиардов евро. В сумме получается 37.
Есть и еще один важный источник. Некоторые государства — члены ЕС не полностью потратили деньги европейских структурных фондов, которые они получили в рамках финансовой программы 2014–2020 годов. Речь идет о 28 миллиардах, которые теперь тоже можно мобилизовать для борьбы со смертельной болезнью.
Главным выгодоприобретателем этой схемы внезапно оказывается Польша.
На первом уровне она удерживает 1,1 миллиарда евро, на втором — получает еще 6,3 миллиарда. Получается почти 7,5 миллиарда. Между тем Италия из многомиллиардного «общака» получит всего лишь 2,3 миллиарда. Справедливо ли это, если учесть, что количество подтвержденных случаев коронавируса в Польше в разы меньше, чем количество людей, которые ежедневно умирают от этой болезни в Италии?
Непомерно большая сумма перепадает также Венгрии (5,6 миллиарда евро), хотя в этой стране масштабы эпидемии не носят угрожающего характера — первый летальный исход был зарегистрирован здесь уже после презентации европейской инвестиционной инициативы. Румыния и Словакия, которые получат 3 и 2,5 миллиарда соответственно, тоже не внакладе.
Ситуация немного выравнивается, если перейти на третий уровень инвестиционной инициативы. Из всех стран ЕС Италия имеет на своих счетах самую большую сумму средств, неиспользованных в рамках нынешней семилетней финансовой инициативы — почти 9 миллиардов. Для сравнения: у Польши, Румынии, Венгрии и некоторых других стран в этой графе стоят нули.
Если суммировать деньги из всех трех источников, то на первое место выходят Италия и Испания. Но даже это не спасает ситуацию.
С учетом ущерба, который разные страны несут от коронавируса, распределение средств по линии новой инвестиционной программы выглядит крайне нелогично.
К тому же Италии предлагают бороться с эпидемией за счет ее собственных средств, которые она сохранила в «конверте» 2014–2020 годов. Стоит ли Риму ждать компенсаций, когда COVID-19 отступит? Об этом ЕК умалчивает…
Недавно Урсула фон дер Ляйен пообещала, что Италия получит «все, чего она просит». Но параметры европейской инвестиционной инициативы заставляют в этом усомниться.
Все, что душе угодно (и даже больше), получит скорее Польша.
Чем объясняется этот иррациональный перегиб? Правоконсервативное руководство Польши доставляет руководству ЕС одну головную боль, тогда как в Риме в прошлом году правительство Италии сформировали левые еврооптимисты. Пробрюссельское правительство также в Испании, которая тоже перешла на тотальный карантин и тоже получает по новой программе ЕС неадекватно меньше помощи, чем Варшава.
С политической точки зрения решение брюссельских бюрократов — какой-то заведомый бред.
Вероятно, для понимания ситуации не нужно копать слишком глубоко. Инвестиционная инициатива по реагированию на коронавирус финансируется из средств политики кохезии, которая направлена на выравнивание экономического положения в разных странах ЕС. Иными словами, это программа, в которой богатые «подтягивают» бедных. Ее главными бенефициарами являются страны вроде Венгрии, Словакии, Румынии, Литвы, Латвии, Эстонии. А самые большие суммы традиционно получает Польша.
При разработке плана борьбы с коронавирусом в ЕК автоматически решили распределять материальную помощь по тем же принципам. И пренебрегли одной маленькой деталью: распространение эпидемии плохо коррелируется с европейской политикой сплочения.
На выходе получилось управленческое решение запредельного уровня глупости. Еще один яркий штрих к картине фатальной беспомощности Евросоюза в условиях кризиса из-за коронавируса.
Официальный Рим пока молчит. Видимо, власти Италии погрузились в политическую прострацию.
Но рано или поздно итальянцы обязательно припомнят Евросоюзу этот плевок в лицо.
Как бы за Брекситом после такого предательства «европейской солидарности» не последовал Италексит.