Программный визит. О чем не договорились Путин и Лукашенко?
Вячеслав Сутырин
14–15 декабря А.Лукашенко посетил с официальным визитом Россию. Вопреки ажиотажу в СМИ, переговоры глав России и Белоруссии в Кремле прошли в подчеркнуто деловой манере, без сенсаций. Вопрос об авиабазе и вовсе не обсуждался. Какие подводные течения скрывает штиль на поверхности союзных отношений?
Оружие союзников
Вопрос о российской авиабазе, вопреки ожиданиям СМИ, охотившимся за сенсациями, не затрагивался в ходе встречи В.Путина и А.Лукашенко. Дело не в том, что угрозы безопасности западным границам ОДКБ вдруг рассеялись.
Белоруссия по-прежнему нуждается в перевооружении военно-воздушных сил, на которое в бюджете нет денег.
Соседи тоже не сидят сложа руки. Польша осуществляет программу перевооружения стоимостью около $42 млрд. Белоруссия же ежегодно тратит на оборону около $1 млрд.
Недопущение «прорех» в воздушных границах ОДКБ и Союзного государства особенно актуально в свете наращивания военного присутствия НАТО на восточных границах, сообщений о модернизации атомных бомб США в Германии. По данным Минобороны России, контингент НАТО в Прибалтике, Польше и Румынии увеличился по самолетам в 8 раз, а по числу военнослужащих — в 13 раз. У России есть различные инструменты ответа на вызовы безопасности. Авиабаза могла бы стать общим ответом Союзного государства, позволив сэкономить Белоруссии значительные средства и в то же время твердо решить вопрос с укомплектованностью и боеспособностью единой системы ПВО Союзного государства.
Россия будет использовать различные инструменты укрепления обороноспособности, задействовав при необходимости собственную территорию и новые образцы оружия.
При этом Москва с пониманием относится к неготовности Белоруссии в настоящее время к переговорам о размещении авиабазы. В ходе встречи на высшем уровне было подтверждено, что Москва и Минск продолжат взаимодействовать в иных сферах военно-технического сотрудничества (ВТС). Военная интеграция и ВТС — передовые сферы взаимодействия в Союзном государстве.
Между Западом и Востоком
В ходе встречи лидеры обсудили комплекс экономических вопросов и наметили дальнейшее взаимодействие в рамках Союзного государства в сфере промышленности, инфраструктурных проектов. В совместном заявлении глав России и Белоруссии по итогам переговоров упоминается и «интеграция интеграций» с Евросоюзом.
Выстраивание продуктивных отношений с различными экономическими объединениями на Западе и Востоке континента является стратегическим приоритетом ЕАЭС. Однако когда речь заходит о конкретных подходах, взгляды союзников различаются.
В Белоруссии попытка сближения с Западом рассматривается как шаг на пути «интеграции интеграций». Так, пребывание президента Белоруссии в Москве 14–15 декабря практически совпало по времени с поездкой главы МИД Белоруссии В.Макея в Брюссель 13–14 декабря. Министр иностранных дел Белоруссии встретился не только с высшими чинами ЕС, но также с заместителем генсека НАТО А.Вершбоу, курирующим восточный фланг альянса. Эта «накладка» символизирует многовекторность внешней политики Минска на современном этапе.
В Москве «интеграция интеграций» рассматривается как стратегический приоритет, который в обозримом будущем не получит развития на западном направлении. Речь не идет об изоляции — двери ЕАЭС открыты для сотрудничества, о чем заявил В.Путин в послании Федеральному Собранию. Сегодня идет активное обсуждение экономического партнерства ЕАЭС со странами АСЕАН, формирования зоны свободной торговли в рамках ШОС, наблюдателем в которой Белоруссия стала в 2015 г. при поддержке России. Поэтому, вместо того чтобы стучаться в закрытые двери ЕС или стараться вырубить в них форточку, лучше выходить на просторы растущей Азии — тогда и с Западом взаимодействие быстрее наладится.
Психологическая устойчивость
Попытаемся заглянуть в будущее российско-белорусских отношений. Планы экономической интеграции в рамках ЕАЭС и инфраструктурного сотрудничества составлены на десятилетие вперед. Но есть вопросы и политико-психологического плана. В условиях нарастающей неопределенности неизбежен рост взаимных подозрений между странами на международной арене. Вероятно, эта тенденция в мире будет лишь укрепляться по мере того, как целые регионы приходят в «броуновское движение». В этой связи прошедшая российско-белорусская встреча в верхах выглядит обнадеживающе, демонстрируя образец спокойного и деловитого взаимодействия лидеров союзных стран, несмотря на имеющиеся разночтения по ряду существенных вопросов.
Прохождение очередной зоны мировой турбулентности требует психологической устойчивости. В экспертном сообществе и политическом классе Союзного государства могут время от времени возникать взаимные опасения и разногласия. Важно проявлять выдержку и прояснять все спорные вопросы при помощи контактов на различных уровнях, не поддаваясь импульсивным порывам.
Внимание России к миру и ближнему зарубежью продолжит возрастать – это естественное следствие стабилизации после «лихих девяностых», а также растущего хаоса в международных отношениях.
В Белоруссии более решительная и внимательная политика России может вызвать опасения — все новое сначала воспринимается как источник риска. Справедливости ради надо сказать, что обратные подозрения то и дело возникают и в российском экспертном сообществе, например, в отношении белорусского национализма или реверансов Минска в сторону Запада.
При этом нельзя допустить роста недоверия между российским и белорусским политическим классом. Нужна «интеллектуальная профилактика»: формирование платформы для широкого экспертного диалога в рамках Союзного государства и ЕАЭС, проработки разночтений и генерирования новых идей. Это позволит избежать непонимания и «нервических» реакций в союзнических отношениях при навигации в неспокойных водах мировой политики. Все предпосылки для поступательного движения вперед вместе у России и Белоруссии есть.