Литва в попытке создать проблемы России со своими скромными ресурсами доходит порой до абсурдных предложений инициировать пересмотр границ Российской Федерации. Последняя идея литовских экспертов – пересмотреть статус Калининградской области вплоть до отделения его от России. Что представляет собой подобная перспектива изменения границ в Европе, порталу RuBaltic.Ru рассказал директор Европейского центра геополитического анализа Матеуш ПИСКОРСКИ:
- Г-н Пискорски, недавно исполнилось 75 лет с того момента, как Вильнюс вместе с Виленским краем был передан Литовской Республике. До этого он долгое время входил в состав Польши. Как к этому празднику относится польская часть населения города? Не заложен ли в этой дате потенциал для национальной напряжённости?
- Скажем так: национальная напряжённость возникает тогда, когда литовские власти в очередной раз принимают дискриминационные решения в отношении польского меньшинства. И я думаю, что никакие календарные даты уже не могут ухудшить ту ситуацию, которая сложилась на сегодняшний день. Здесь, к сожалению, нужно сказать, что эти отношения между нацменьшинствами (а точнее между литовскими властями и литовскими поляками) отмечаются как самые плохие за весь период независимости Литвы.
- В Литве даже уже начиналась дискуссия об историческом праве России на территорию Калининградской области. Значит ли это, что и у Польши также есть историческое право на территории Виленского края?
- Наверное, многие поляки, проживающие сейчас на территории Литвы, действительно так считают.
А считают они так потому, что литовские власти поступают с ними соответствующим образом.
Что касается исторического права Литвы на территорию Калининградской области, то необходимо отметить, что в рамках ЕС не допускаются никакие случаи пересмотра существующих территориальных границ. Это означает, что у Литвы нет никакого логического обоснования даже для того, чтобы поднимать эту тему.
Единственное желание польского меньшинства Литвы, которое возникло как реакция на подобные заявления литовского правительства, заключается в том, чтобы Польша предприняла более эффективные действия (на уровне ЕС или других международных организаций) с целью защиты интересов польского нацменьшинства.
- Известно, что во время Второй мировой войны нацистская Германия аннексировала Клайпедский край, который позже был возвращён Литве Советским Союзом. Имеет ли, в таком случае, Россия право поднимать вопрос о принадлежности этих территорий?
- Думаю, что Россия не намерена предлагать никакого пересмотра границ с балтийскими странами. А то, что некоторые представители политического истеблишмента Литвы считают возможным это делать, иначе как безответственными заявлениями не назовёшь.
Таким образом, претензии Литвы на Калининградскую область не будут восприниматься Россией всерьёз, да и другими соседними странами тоже.
- То есть позицию Литвы в вопросе о Калининградской области можно обозначить как провокационную?
- Да, конечно. Ведь мы прекрасно понимаем, что Литва, мягко говоря, не обладает самостоятельным потенциалом, чтобы за такими заявлениями могли последовать какие-то практические действия.
Это просто использование ревизионистской националистической риторики представителями политической элиты Литвы.
- Насколько такая провокационная политика является оправданной в нынешней ситуации, учитывая сложный исторический фон в отношениях стран Балтийского региона?
- Это один из немногих примеров того, как государства, которые появились после распада СССР (до этого существовавшие весьма короткий промежуток времени), пытаются выстраивать свою идентичность, основываясь на шовинистских, националистических традициях, неприемлемых ни в ЕС, ни в цивилизованном мире в принципе.
Мы имеем дело с такими же попытками строительства «новой идентичности» сейчас на Украине и видим, к чему это привело. На самом деле, это очень опасная игра.
И хотелось бы, чтобы Литва ссылалась на другие политические традиции, чем те, о которых сейчас говорят литовские политики.
- Как Вы думаете, готова ли Литва к конструктивному диалогу по данной проблеме?
- Я уверен в том, что в Литве есть ответственные политики, в частности левоцентристские силы, которые занимают более умеренные позиции по этому вопросу.
Но, к сожалению, политическая атмосфера не позволяет занимать эти позиции, поскольку любая политическая сила, которая сейчас скажет о том, что необходимо прекратить такую риторику, будет названа «агентом российского влияния» и чуть ли не предателем национальных интересов литовского государства.
А всё потому, что атмосфера национализма и ревизионизма в Литве наращивалась многие годы - начиная со строительства современного литовского государства.
К тому же сегодня она хорошо подпитана литовскими СМИ и политическими элитами. И устранить эту атмосферу сейчас будет очень трудно.