МИД Латвии заподозрил в сторонниках отмены санкций пятую колонну
Александр Носович
Глава МИД Латвии Эдгар Ринкевич потребовал детального отчёта от министров латвийского правительства, встречавшихся с вице-премьером РФ Аркадием Дворковичем. Ринкевич заявил, что любые переговоры с Россией должны проходить в соответствии с внешнеполитическим курсом Латвии, а должностные лица должны согласовывать встречи с российскими коллегами с Министерством иностранных дел. Тема отмены российских санкций против Латвии грозит перерасти в раскол в правящей коалиции: встречавшиеся с Дворковичем министры, добивающиеся отмены санкций, принадлежат к одной правящей партии, а сторонник сохранения санкций и «сдерживания России» Ринкевич – к другой.
Вице-премьер российского правительства Аркадий Дворкович посетил столицу Латвии в начале августа. В Риге Дворкович провёл неофициальные переговоры с мэром латвийской столицы Нилом Ушаковым, а также с министрами финансов, сообщения и земледелия Латвии.
По итогам встреч с председателем Рижской думы и министрами Союза «зелёных» и крестьян российский вице-премьер заявил, что Латвия и Россия в ближайшее время начинают восстанавливать межправительственный диалог. «Мы условились с господином мэром и коллегами по латвийскому правительству, что в ближайшее время начнём восстанавливать контакты по официальной линии, по Межправительственной комиссии, чтобы выйти на позитивный трек наших отношений и достичь большего взаимопонимания по многим самым сложным вопросам», – сказал Дворкович.
В свою очередь мэр Риги после встречи с вице-премьером РФ выразил надежду на взаимную отмену части санкций. «Сейчас появилась очень небольшая, но надежда, что в этом году ЕС может принять решение об отмене части санкций. И тогда появляется такая же небольшая надежда, что свои санкции, например на те же молочные продукты, отменит и Россия. И нам к этому надо готовиться уже сейчас. Потому что, когда санкции отменят, за возвращение на российский рынок будут бороться все: и литовцы, и эстонцы, и поляки. А мы должны быть первыми. И моя задача как политика максимально помогать в этом нашим предпринимателям», – заявил Нил Ушаков.
Обоснованность надежд председателя Рижской думы подтвердил и Дворкович, сказавший: «Мы хотели бы, чтобы в Москве восстановился "Рижский дворик", который был привлекателен для москвичей. Будем обсуждать эту тему на встрече с министром земледелия Латвии, чтобы какими-то продуктами можно было начать торговать в Москве уже в ближайшее время».
Внутри политического класса Латвии формируется влиятельная фракция сторонников отмены санкций и возрождения полноценных экономических связей и политического диалога Латвии и России, в состав которой входит не только оппозиционное «Согласие» (что вполне естественно и традиционно для латвийской политики), но и часть главной правящей партии – Союза «зелёных» и крестьян.
Министр финансов Дана Рейзниеце-Озола, министр сообщения Улдис Аугулис и министр земледелия Янис Дуклавс, общавшиеся с Дворковичем, представляют партию президента и премьер-министра Латвии. Примечательно, что эти министры отвечают за те отрасли латвийской экономики, которые в наибольшей степени заинтересованы в прекращении войны санкций с Россией: сельское хозяйство и транзит. Примечательно и то, что неформальные переговоры с российским вице-премьером состоялись на рыбоперерабатывающем предприятии Karavela: запрет прибалтийских шпрот и иной рыбоконсервной продукции – это дополнительные санкции, которые Москва в пандан к общеевропейскому продовольственному эмбарго ввела персонально против Латвии и Эстонии. По окончании встречи с высокопоставленным российским чиновником на рыбоконсервном заводе, министр финансов Латвии Дана Рейзниеце-Озола сообщила прессе, что на переговорах с Дворковичем речь шла о газовом хранилище в Инчукалнсе и отмене российских санкций против латвийских рыбопереработчиков.
Группу лоббирования отмены санкций в латвийском истеблишменте затруднительно назвать пророссийской: если к русскоязычному «Согласию» Нила Ушакова такое определение ещё применимо (хотя и с этим не все согласятся), то к Союзу «зелёных» и крестьян – совсем никак. Правильнее будет назвать эту группу пролатвийской. Интересы России на международной арене представителей этой группы не интересуют – их интересует, чтобы рижские шпроты и творог от латышских фермеров вновь получили доступ к гигантскому российскому рынку, по Латвийской железной дороге вновь пошли грузы с востока, а порты Риги и Вентспилса не простаивали без работы.
Зато их оппонентам, апологетам «сдерживания России», как видно, нет никакого дела до молочных ферм и рыбных заводов.
После продолжительной, растянувшейся на две недели паузы отреагировать на недопустимый «коллаборационизм» сторонников экономического блока от имени всех профессиональных борцов с «русской угрозой» счёл необходимым министр иностранных дел Латвии Эдгар Ринкевич.
Глава МИД потребовал от министров экономического блока предоставить «исчерпывающую и детализированную информацию» об их встрече с Дворковичем и впредь согласовывать подобные встречи лично с ним. «Важно соблюдать условленный порядок встречи должностных лиц. О них следует информировать Министерство иностранных дел, – заявил Ринкевич, – есть вопросы, в которых позиция Латвии принципиальна, в том числе и те, что касаются безопасности государства и участия в блоке НАТО».
Министр иностранных дел подчеркнул, что у Латвии есть свой внешнеполитический курс в отношении России, поэтому любые переговоры с чиновниками из Москвы должны проходить в рамках установок, обозначенных латвийским правительством.
Ранее Эдгар Ринкевич неоднократно высказывался за сохранение и расширение политики санкций против России, а про ответные санкции говорил, что они некритичны для латвийской экономики. «Несмотря на осуществляемые Россией меры, латвийская экономика достаточно гибкая, чтобы реагировать на различного рода потрясения», – заявил глава МИД на встрече с латышскими фермерами пару месяцев назад. Латвийские дипломаты в Брюсселе солидарны с другими прибалтийскими коллегами в призывах продолжать и усиливать санкционное давление на Москву. Два года назад, когда санкционная спираль только раскручивалась, однопартийцы Ринкевича по партии «Единство» вовсе утверждали, что война санкций не нанесёт Латвии никакого ущерба, а кто утверждает обратное – тот пятая колонна и «рука Москвы».
Теперь, стало быть, борцы за «сдерживание России» в лице главы МИД Ринкевича заподозрили в принадлежности к пятой колонне союзников по правящей коалиции из президентской и премьерской партии Союз «зелёных» и крестьян.
При этом совершенно непонятно, на каком основании Эдгар Ринкевич требует подотчётности от министров СЗК. Разве министерства финансов, земледелия и сообщения в Латвии подчиняются Министерству иностранных дел? Очевидно, нет. Однако глава МИД требует от коллег лично ему написать объяснительные и впредь согласовывать свои действия с ним. Запредельная наглость, особенно если учесть, что Ринкевич требует соблюдения установок, обозначенных латвийским правительством.
Напомним, что представляемая главой МИД партия «Единство» с этого года в правительстве Латвии и в узком (Кабинет министров), и в широком (политическое руководство страны) смысле слова является «младшим партнёром». Главная правящая партия в Латвии – это Союз «зелёных» и крестьян, «Единство» же усилиями его бывшего председателя Солвиты Аболтини и других партийных бонз проиграло борьбу за пост президента, лишилось постов премьер-министра и спикера Сейма и проиграло ряд ключевых министерств.
Эдгар Ринкевич в действующем правительстве Латвии принадлежит к политическим меньшинствам. Тем не менее глава МИД позволяет себе выступать как выразитель официальной политики Латвийской Республики и требует от коллег докладывать ему о своих действиях и писать ему объяснительные. Почему?
Возможно, потому, что Эдгар Ринкевич выступает не как министр иностранных дел из партии «Единство», а как выразитель интересов высшей, хотя и не официальной власти Латвии – американского посольства.
Этому высшему органу власти Латвийской Республики по понятным причинам в самом деле нет и не может быть никакого дела до латышских фермеров, сливающих нераспроданное молоко в канаву, портовых мощностей, простаивающих без грузов, и железнодорожников, массово попадающих под сокращение. Зато ему есть дело до проведения американской внешней политики и обеспечения стратегических интересов США в Европе.
К числу таких интересов относится пресловутая стратегия «сдерживания России», на нынешнем этапе её реализации предполагающая войну санкций между европейцами и Россией и антироссийскую солидарность Евросоюза. Другая традиционная часть стратегии «сдерживания» – поддержание в целости и сохранности восточноевропейского «санитарного кордона». Американцы не могут допустить, чтобы из «буферной зоны» выпадали звенья, а в нынешних условиях «новой холодной войны» недопустим даже самый осторожный разговор о прагматизме и конструктивном подходе в общении с Москвой и робкие попытки возобновить торгово-экономическое сотрудничество с Россией и хотя бы частично ослабить санкционное давление на свои экономики. Никаких послаблений, никаких национальных интересов, никаких разговорчиков в строю: всем сохранять «принципиальность» во внешней политике и равняться как на образец на президента Литвы!
Это и есть те самые центральные установки латвийского правительства по отношению к России, с точки зрениях которых с большим запозданием, но всё же выступил министр иностранных дел Эдгар Ринкевич. Это латвийское правительство расположено не в здании Кабинета министров и не в резиденции президента Латвии; его головной офис находится в городе Вашингтоне, а местный филиал – в Риге, на улице Самнера Уэллеса.
В официальном руководстве Латвии складывается оппозиция проамериканской и пролатвийской групп влияния.
К первой группе относится сколоченная в своё время не без участия американцев партия «Единство», внешнеполитическую доктрину которой в латвийском правительстве выражает глава МИД Эдгар Ринкевич. Во вторую группу входит русскоязычное «Согласие» во главе с мэром Риги Нилом Ушаковым и часть Союза «зелёных» и крестьян, близкая к мэру Вентспилса олигарху Айварсу Лембергсу, недавно охарактеризовавшему министра Ринкевича «придурком».
Проамериканская группа отстаивает масштабные геополитические конструкции: «сдерживание России», расширение присутствия НАТО, стратегические интересы США в Европе. Пролатвийская группа отстаивает вещи скромные и прозаические: рижские шпроты, «молочку», железную дорогу. За четверть века существования «независимой» Латвии ещё не было случая, чтобы пролатвийская группа победила проамериканскую – чтобы национальные интересы Латвии оказались выше внешнеполитических интересов США. Так и сейчас, скорее всего, железные дороги, «молочка» и шпроты проиграют конкуренцию «сдерживанию России».