Не прошло и четырех лет с начала «жизни по-новому», а киевские власти озаботились вопросом имиджа Украины на международной арене. 10 мая правительство одобрило бренд Ukraine NOW, который будет использоваться для продвижения страны в мире. Но едва ли усилия Киева увенчаются успехом.
В январе этого года премьер-министр Украины Владимир Гройсман пообещал украинцам «весну реформ». Глава правительства сдержал свое обещание, во-первых ужесточив правила получения субсидий на оплату услуг ЖКХ, а во-вторых — презентовав бренд Ukraine NOW для позиционирования Украины в мире.
В Кабмине сообщили, что логотип Ukraine NOW разработан таким образом, чтобы его было легко использовать не только для презентаций и информационных продуктов, но даже как наклейку на любые вещи — от туристических сумок до автобусов и самолетов. По словам создателей логотипа, последний поможет улучшить представление мирового сообщества об Украине, поскольку исследования демонстрируют, что у людей в мире Украина ассоциируется с тремя вещами: революцией, коррупцией и войной.
Логотип Ukraine NOW уже успел породить множество фотожаб, вызвав справедливую критику общественности.
По утверждениям чиновников Министерства информационной политики, данный логотип разрабатывался девять месяцев с привлечением британских экспертов и фокус-групп в ряде европейских стран, задействованных на волонтерских началах. Правда, зачем было изобретать велосипед, если такой «шедевр» может создать фактически любой пользователь ПК, имеющий базовые навыки работы в графических редакторах Paint и Photoshop?!
Исторический опыт свидетельствует, что надстройку если и можно отрывать с помощью политических и медийных технологий от базиса, то совершенно ненадолго; впрочем, ввиду широкомасштабной кампании декоммунизации этот постулат явно позабыла правящая верхушка. Любой специалист в сфере медиа и коммуникаций подтвердит, что коммуникационная кампания может достичь успеха лишь в том случае, если ее тезисы коррелируют с объективной реальностью.
В сущности, невозможно превращать Украину в наиболее бедную и коррумпированную страну Европы и одновременно создавать образ Украины как успешной, процветающей и инвестиционно привлекательной страны за рубежом.
Создание бренда вовсе не имеет никакого отношения к успешности привлечения инвестиций, что было заявлено в качестве одной из ключевых целей разработки логотипа Ukraine NOW. Ключевая причина, почему зарубежные инвестиции обходят стороной Украину, — это даже не коррупция, на которую любят всё списывать, а демонтаж таможенных барьеров с ЕС, усугубляемый существенным снижением емкости внутреннего рынка и утратой позиций на рынках стран Евразийского экономического союза.
Примечательно, что на фоне создания бренда Ukraine NOW на Украине было зафиксировано несколько резонансных случаев проявлений антисемитизма (в скандалах были замешаны в том числе украинские чиновники и дипломаты), что больно бьет по имиджу Украины за рубежом и не поддается камуфлированию какими-либо информационно-коммуникационными инструментами.
Заслуживает внимания тот факт, что в конце апреля 57 американских конгрессменов обратились в Государственный департамент США с письмом о росте антисемитизма в Европе, в частности на Украине.
Кроме того, никоим образом не улучшает международный имидж Украины одномоментное повышение в 50–60 раз цен на проживание в киевских гостиницах в день проведения финала Лиги чемпионов УЕФА — 26 мая. Государство, наряду с властями города Киева, самоустранилось от решения этого вопроса, вызывающего закономерное недовольство европейских болельщиков, едва ли когда-либо сталкивавшихся с таким уровнем цен в других европейских городах.
Создание Ukraine NOW уже далеко не первая попытка улучшить международный имидж Украины. Однако предыдущие попытки киевских «верхов» не увенчались успехом: помимо объективных факторов, весомый вклад вносит необычайно низкий уровень профессиональной подготовки послемайданных политиков и чиновников.
Достаточно вспомнить, как вице-премьер-министр Украины по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Иванна Климпуш-Цинцадзе просила Брюссель помочь в создании канала продвижения «хороших новостей» с Украины, либо же напомнить о попытках запустить вещание телеканалов для русскоязычной зарубежной аудитории с целью «правильно» освещать события на Украине — все они потерпели крах.
Улучшение имиджа на внешней арене следовало бы начинать с установления мира в Донбассе, возврата монополии государства на применение силы, реальной, а не «фейковой» борьбы с коррупцией, прекращения сужения прав и свобод граждан. А только потом создавать логотипы и телеканалы для зарубежной аудитории. Впрочем, вышеуказанные задачи могут быть решены в лучшем случае в следующем политическом цикле.