Украинская певица Джамала выиграла эстрадный конкурс «Евровидение-2016» с песней «1944», посвящённой депортации крымских татар. Итоги конкурса оказались не музыкальными, а политическими, и в этом смысле Россия тоже выиграла «Евровидение»: миллионы людей увидели в прямом эфире, как «профессиональные жюри» государственных телеканалов – вещателей конкурса в странах Европы искусственно занижают показатели России, а затем народы этих стран без всякой политики отдают свои голоса российскому исполнителю.
Правила «Евровидения» запрещают посылать на конкурс песни с политическим подтекстом, однако участники «Евровидения» регулярно находят лазейки, чтобы эти правила обойти. Та же Украина в 2005 году отправила на конкурс группу «Грынджолы» с гимном «оранжевой революции» – песней-кричалкой «Разом нас богато». Тогда «помаранчевый рэп» провалился на «Евровидении», заняв 19 место.
В этом году Украина привнесла в музыкальное шоу политический привкус гораздо тоньше, талантливее и умнее. Крымская татарка Джамала представила европейцам драматическую балладу с восточными мотивами, посвящённую трагической судьбе своего народа. «Я не могла провести свою молодость там, потому что вы забрали мой мир», – поёт Джамала о сталинских депортациях в песне «1944», страстно выводя в припеве на английском и крымско-татарском языках: «Где ваш разум? Вы думаете, что вы боги, но все умирают».
В песне украинской конкурсантки всё сошлось для победы: и слова, и вокал, и подтекст, и контекст. Европейские СМИ до и после конкурса без доли сомнения писали о политическом послании в песне Джамалы и политическом характере голосования за Украину, оценивая и то, и другое в основном положительно.
Американская CNN дала материал о «Евровидении» с заголовком «Победила антирусская песня», где сравнила номер Джамалы с саундтреком к фильму «Список Шиндлера». «32-летняя джазовая певица Джамала говорит, что её песня “1944” посвящена не только депортации крымско-татарского населения во время Второй мировой войны, но и событиям последних двух лет на полуострове», – писала британская Guardian в день «Евровидения» в статье «Ты слушаешь, Путин?». Статья Guardian оказалась пророческой: британское издание прямо сказало, что «многие в Центральной и Восточной Европе намерены голосовать тактически, чтобы избежать российского триумфа» и что победа российского фаворита может быть отменена политическим голосованием за «песню, дающую голос боли от аннексии».
Как в воду глядели.
Победа Украины действительно была обеспечена политическим голосованием: решающий вклад в эту победу внесли голоса так называемых «профессиональных жюри», иными словами, голоса государственных телеканалов – трансляторов конкурса в европейских странах, многие из которых дали высшие баллы Украине и ни одного балла России. Это всё страны с характерной внешней политикой: Польша, Литва, Эстония, Швеция, Грузия.
Однако и с таким голосованием, и при итоговом третьем месте Россия всё равно победила на «Евровидении»: в политическом отношении её победа не менее впечатляюща, чем победа Украины.
Во-первых, российский представитель Сергей Лазарев получил первое место по итогам зрительского голосования. Простые телезрители со всей Европы голосовали своими СМС за российского исполнителя, в песне и номере которого не было ни малейшего намёка на политику.
Во-вторых, миллионы людей в прямом эфире увидели, как результаты конкурса искажаются и корректируются в нужную сторону голосованием идеологически подкованных товарищей из «профессиональных жюри» государственных телеканалов. Оказалось, что европейские чиновники со всей их хвалёной прозрачностью и демократичностью в реальности ведут себя в худших традициях советских парткомов и худсоветов. Об этом догадывались и раньше, но новые правила объявления результатов, оглашающие результаты голосования жюри отдельно от зрительского голосования, позволили доказать этот факт экспериментально.
В вопросах «сдерживания России» в некоторых европейских странах не может быть места ни объективности, ни демократичности. В прошлом году на «Евровидении» уже случился мини-скандал с Литвой, «профессиональное жюри» которой поставило певице из России самые низкие оценки – так, чтобы даже с учётом зрительского голосования Россия от Литвы получила ноль баллов. В этом году литовское жюри не только повторило этот выпад, но и сделало технологии своей работы достоянием общественности: четверо из пяти членов национального жюри Литовской Республики подтвердили
Однако «сдерживателей России» на музыкальном фронте, как и год назад, подвели простые литовцы. Обычные литовские телезрители вне всякой политики голосовали и за Россию, и за Украину, и за любые другие страны, песни представителей которых им понравились. В результате Сергей Лазарев по итогам зрительского голосования занял в Литве третье место.
Это третье и самое главное доказательство политического успеха России в рамках последнего «Евровидения».
Музыкальный конкурс продемонстрировал всем, что русофобия является уделом только профессионально занимающихся ею политиков, чиновников, журналистов, экспертов в отдельных странах Европы, а на массовом уровне тотальной ненависти к России и русским и желания бороться с ними любыми возможными способами не существует.
Литва в этом отношении – далеко не самая яркая иллюстрация. Вот как контрастируют между собой результаты голосования за Россию народов и «профессиональных жюри» некоторых европейских стран (высшая оценка на «Евровидении» – 12 баллов, вторая оценка – 10 баллов):
Германия: жюри – 0 баллов, народ – 12 баллов.
Эстония: жюри – 0 баллов, народ – 12 баллов.
Венгрия: жюри – 0 баллов, народ – 10 баллов.
Чехия: жюри – 0 баллов, народ – 10 баллов.
Словения: жюри – 0 баллов, народ – 10 баллов.
Сербия: жюри – 1 балл, народ – 12 баллов.
И самое главное – голосование Украины за Россию. Жюри – 0 баллов, народ – 12 баллов.
И это после двух лет отчаянного разжигания ненависти к «путинским ватникам», «колорадам», «русским агрессорам» и «оккупантам». И чем закончилось? Тем, что украинские телезрители на «Евровидении» поставили России высшую оценку (кстати, телезрители в России отдали Украине второе место – 10 баллов). Более яркой демонстрацией провала двухлетней пропаганды ненависти и разобщения двух народов на массовом уровне может быть только последнее празднование 9 мая на Украине, которое абсолютное большинство украинцев вопреки официальной пропаганде всё равно назвали Днём Победы: люди смотрели по телевидению праздничные телепрограммы и участвовали в шествиях «Бессмертного полка» по украинским городам.
Так что если все в Европе сошлись на том, что «Евровидение» – конкурс не музыкальный, а политический, то Россия в 2016 году одержала на этом конкурсе не менее убедительную политическую победу, чем Украина.
Только, в отличие от Украины, ей в следующем году за эту победу не придётся платить.