НАТО хочет общаться с Россией и лезет в Керченский пролив
Алексей Ильяшевич
Мир балансирует на грани полномасштабных военных действий между Россией и НАТО, которые вместе контролируют 90% ядерного оружия. Чтобы выйти из тупика, главнокомандующий силами НАТО в Европе Кертис Скапаротти предлагает больше общаться с РФ и не пренебрегать контактами с ее военным командованием. Резонансное заявление генерала прозвучало на фоне попыток НАТО навязать России свои правила игры в Керченском проливе.
По мнению американских и европейских аналитиков, а также действующих и бывших американских военных, ядерным сверхдержавам нужно больше говорить друг с другом. Об этом пишет Associated Press, ссылаясь на мнение Кертиса Скапаротти. Вскоре он собирается уйти в отставку, поэтому может позволить себе не сглаживать острые углы.
«Во время холодной войны мы понимали сигналы друг друга, — утверждает генерал. — Мы разговаривали. Меня беспокоит, что сегодня мы не знаем их (русских — прим. RuBaltic.Ru) настолько же хорошо».
Слова Скапаротти подтверждает слабая интенсивность его контактов с начальником российского Генштаба Валерием Герасимовым: они встречались только дважды. Главком войск НАТО в Европе считает это неправильным, поскольку общение является очень важной частью «сдерживания» Москвы: «Я думаю, что нам нужно больше общаться с Россией. Это гарантировало бы, что мы понимаем друг друга и понимаем, почему мы делаем то, что делаем».
Заявление Скапаротти выглядит как публичное покаяние, ведь последние пять лет НАТО само отказывается от конструктивного диалога с Москвой.
Замглавы МИД России Александр Грушко на днях констатировал, что сотрудничество между Россией и Североатлантическим альянсом по военной и гражданской линиям отсутствует — отношения зашли в тупик. Как из него выходить, непонятно. Особенно в свете недавних событий.
Пока натовский генерал призывает к возобновлению коммуникации, США усиливают свое присутствие в Черном море.
Звучат откровенно провокационные заявления о том, что американские «товарищи» помогут украинским судам безопасно проходить Керченский пролив. 14 апреля в черноморскую акваторию вошел очередной ракетный эсминец Соединенных Штатов USS Ross, за которым уже наблюдают российский патрульный корабль «Василий Быков» и разведывательный корабль «Иван Хурс».
Когда в 2014 году Россия «оккупировала» Крым, в НАТО заявили о полном прекращении практического гражданского и военного сотрудничества с Москвой. Сегодня, по версии Вашингтона, Кремль снова ведет себя агрессивно и угрожает соседям.
Казалось бы, зачем с ним говорить и о чем договариваться? Нужно сжигать последние мосты. Но главком НАТО в Европе придерживается иного мнения.
На устрашение России недавно выдвинулся пестрый «интернационал» — канадский, испанский, голландский, болгарский, румынский, турецкий фрегаты.
Для Вашингтона, впрочем, было важно, чтобы в его «крестовом» черноморском походе приняла участие Германия. Но немцы еще в конце ноября завили, что отправки их военных кораблей к побережью Крыма не будет.
Позже Bloomberg рассказал о попытках вице-президента США Майкла Пенса заставить немцев и французов сопроводить украинские корабли при повторном проходе под Крымским мостом. Ни Париж, ни Берлин подставляться под удар не захотели.
Германия по-прежнему выступает за дипломатическое решение российско-украинского конфликта в Керченском проливе, а без ее участия милитаризация Черного моря для американцев теряет смысл. Стравить Москву и Берлин в надежде на остановку «Северного потока — 2» явно не получится.
Не самое подходящее время для бряцания оружием в Черном море американцы выбрали и по причине серьезного обострения отношений с Турцией.
Анкара сталкивается с беспрецедентным давлением Вашингтона из-за намерений приобрести зенитный ракетный комплекс С-400, хотя президент Эрдоган непреклонно заявляет, что эта сделка с Россией — вопрос решенный.
По конвенции Монтре 1936 года, ключи от черноморских проливов находятся в руках Турции. Она имеет право регулировать проход военных кораблей по своему усмотрению: может преградить им дорогу или, напротив, позволить судам нечерноморских держав находиться в акватории дольше максимального срока (21 дня).
«Турция долгое время была склонна "закрывать" Черное море для США, — пишет
Если Анкара посчитает, что кораблям нечерноморских держав возле Крыма делать нечего, она может доставить Вашингтону немало хлопот. Хотя американцы, судя по последним новостям, уже и так запутались.
Постпред США при НАТО Кей Бейли Хатчисон в начале месяца анонсировала принятие некоего «пакета мер», направленного на сдерживание России и обеспечение «безопасного прохода украинских судов через Керченский пролив в Азовское море». Пакет приняли, но о его содержании по существу никто ничего не рассказывает.
Видимо, рассказывать-то и нечего. В Черном море просто стало больше натовских судов. Сопровождать украинские корабли во время повторного прохода через Керченский пролив они не торопятся, а в одиночку те не пойдут. Знаем — плавали, как говорится…
В отличие от Вашингтона, Москва все разложила по полочкам: очередная провокация в Керченском проливе чревата военным конфликтом, в который могут быть втянуты страны НАТО.
Переходить эту красную линию никто не собирается.
«Ни один корабль, ни одно государство блока НАТО, включая США, не решится вступить в открытое противостояние с Российской Федерацией», — считает первый зампред комитета Госдумы по обороне Александр Шерин.
Внимание главнокомандующего силами НАТО в Европе сегодня приковано к Черному морю. И вне зависимости от планов американцев Альянсу действительно нужны каналы связи с Москвой. Без них будет трудно обойтись, если НАТО попытается как-то разрядить обстановку. Впрочем, рассчитывать на это не стоит.
В вопросах нагнетания антироссийской истерии Вашингтон проявляет удивительные последовательность и методичность, поэтому наверняка продолжит курс на милитаризацию Черного моря. Но во избежание случайных столкновений, чреватых большой войной, руководству НАТО нужно «больше общаться с Россией».
Кертис Скапаротти неслучайно вспоминает времена холодной войны, когда американцы и русские «понимали сигналы друг друга».
Чем глубже конфликт, тем легче спровоцировать полномасштабные боевые действия и тем больше стороны нуждаются в диалоге, чтобы исключить вероятность такого развития событий.Велик соблазн поприветствовать одумавшегося генерала Скапаротти. Но в действительности его слова не сулят России ничего хорошего. Напротив, главком НАТО в Европе предупреждает, что противостояние с Россией выходит на новый уровень.