Прошел год со дня референдума о самоопределении Крыма, на котором абсолютное большинство жителей полуострова проголосовали за включение Крыма и Севастополя в состав России. Крымский референдум стал вехой в истории международных отношений и в общественно-политической жизни не только России, но и других государств бывшего СССР. В том числе — стран Балтии, которые впали в параноидальный психоз из-за страха повторения у себя «крымского сценария».
У польской писательницы Иоанны Хмелевской есть остро актуальный в наши дни сатирический роман «Инопланетяне в Гарволине». В романе Хмелевской редакция одного развлекательного журнала со скуки решает провести социологический эксперимент и изучить реакцию жителей обычного польского городка на прибытие к ним инопланетян. С этой целью сотрудники журнала натягивают на себя костюмы марсиан-гуманоидов, обклеивают фольгой военный вертолет и в летний воскресный полдень высаживаются на базарной площади в заштатном городке Гарволине.
Эффект от появления «зеленых человечков» превосходит все ожидания. Расхристанные обитатели Гарволина пытаются угостить космических засланцев зубровкой, выясняют, есть ли среди них бабы и построен ли уже на Марсе коммунизм (дело происходит в социалистической Польше). В городке раскупают все запасы продовольствия на случай войны, председатель горисполкома ложится на операцию, чтобы не брать на себя ответственность за происходящее, его подчиненные подумывают перевернуться и перейти на сторону новой власти, прихожанки тащат из костёла упирающегося пастора, дабы окропил «марсианскую нечисть» святой водой, а националистическое подполье празднует окончание советской власти.
Схожая инсценировка с рабочим названием «Зеленые человечки в Паневежисе», судя по всему, имела бы столь же оглушительный эффект в странах Балтии.
Весь год после референдума о самоопределении Крыма и Севастополя с появлением на полуострове «вежливых людей» власти Литвы, Латвии и Эстонии истерически боятся повторения у себя «крымского сценария», а спецслужбы балтийских стран занимаются спекуляциями и провокациями на эту тему, добиваясь увеличения себе бюджетов и полномочий.
К годовщине крымского референдума съемочная группа латышского телеканала TV3 совсем в духе героев Иоанны Хмелевской отправилась в крошечный латгальский городок Балви выяснять реакцию местного населения на возможное появление у них «зеленых человечков». Реакция подтвердила худшие ожидания самого национально озабоченного латвийского телеканала. Пойманные на улице молодые люди заявили, что если в Балви появятся псковские десантники и тому подобные «вежливые люди», то они ни секунды не раздумывая уедут из страны. В мэрии журналистам подтвердили, что сражаться за независимость Латвии в Балви некому: большинство населения давно эмигрировало. «Значит ли это, что на смену одного флага (латвийского. — прим. RuBaltic.ru) на другой понадобится всего несколько минут?» — поинтересовался корреспондент TV 3. «Именно так!» — заявил вице–мэр Балви Юрис Болданс.
Случай очень показателен.
Присоединение Крыма к России подчеркнуло опасность сепаратизма в этнически неоднородных регионах всех постсоветских республик, формировавшихся по формуле «один народ, один язык, одна история». В том числе это касается балтийских стран, развивавшихся после распада СССР исключительно как национальные государства.
Эта опасность в Литве, Латвии и Эстонии была осознана всеми и сразу же, что моментально привело к волне провокаций. Еще до крымского референдума в интернете появилась «петиция» о вхождении Клайпеды в состав России. Судя по тексту, «петицию» от имени русскоязычных жителей Клайпеды писал человек, для которого русский язык родным не является. Вслед за Литвой появилась инициатива о включении Латвии в состав Российской Федерации. В примечании к размещенной на сайте общественных инициатив avaaz.org петиции было сказано, что «этот документ не несет никакой значимости и является шуткой». Полиция безопасности, Бюро защиты Конституции и прочие латвийские спецслужбы шутников так и не нашли.
Очередная порция несмешных шуток на заданную тему появилась уже в этом году: в Латвии волну истерики вызвало появление в интернете флага «Латгальской народной республики», а в Литве неизвестные создали в facebook страницу «Виленская народная республика», призывавшую в Вильнюсский край «зеленых человечков» уже из Польши.
Событиями стали не сами эти мистификации, а крайне нервная реакция на них прибалтийских властей.
Последние внезапно остро осознали то, что эксперты знали и говорили всегда: Прибалтика является территорией замороженных межнациональных конфликтов.
Резко возросший страх перед Россией, перекраивающей государственные границы под лозунгом защиты русскоязычного населения, смешался у них со страхом перед собственным русскоязычным населением, которое может взбунтоваться, организовать референдум, как в Крыму, и попросить у России защиты.
Для преодоления страха перед Россией балтийские страны стали требовать у западных союзников разместить на своих территориях постоянные сухопутные базы НАТО и увеличивать собственные военные бюджеты, доводя расходы на оборону до 2% ВВП, рекомендуемых стандартами НАТО. Милитаризация и активизация курса на разрыв всех отношений с Россией — главные итоги присоединения Крыма для Прибалтики.
Что касается собственного русскоязычного меньшинства, то страх перед «русским бунтом» не привел власти балтийских стран к идее пересмотра своей национальной политики. В первые недели после крымского референдума такие идеи еще звучали: крупнейшие эстонские СМИ опубликовали обращение к властям профессора международных отношений университета Тарту Эйка Берга о том, что эстонскому государству следует углублённо заняться районом Ида-Вирумаа на северо-востоке Эстонии, где более 70% населения — этнические русские. Президент, премьер-министр и спикер Сейма Латвии опубликовали совместное заявление, в котором назвали Латвию «домом для новых национальностей». Однако, когда первый страх прошел и стало ясно, что Путин не вводит и не введет российские войска на Украину, в той же Латвии сразу приняли одиозную преамбулу к Конституции, по которой Латвия создана ради существования латышей, их языка и культуры.
В итоге казус Крыма не стал для прибалтийских элит ни сигналом, ни уроком: своими разговорами про «аннексию», «отжатие» и «зеленых человечков» они напрочь проигнорировали и референдум 16 марта, и предшествовавшие ему огромные митинги в Севастополе и Симферополе.
Иными словами, они отказались признавать субъектность жителей полуострова, сведя всю историю с Крымом к спецоперации Путина.
Отсюда и рецепты работы со своим русскоязычным населением: отключение в Литве и проекты отключения в Латвии и Эстонии российских телеканалов, создание единого европейского телеканала на русском языке, который давал бы «правильную» пропаганду взамен «путинской», концепция «европейских русских», убеждающая «оккупантов и их потомков», что они не какие-нибудь прокремлевские «ватники», а настоящие европейцы, ценящие европейские ценности и пребывание в Евросоюзе.
Правда, многие из фундаментальных европейских ценностей правительства балтийских стран на своих «европейских русских» не распространяют. И никакого противоречия в этом они не видят: население в странах Балтии, как и в Крыму (на их взгляд) является объектом, а не субъектом политики. Это население — как попугай в клетке: если набросить на клетку черную тряпку, попугай засыпает, если не набросить — начинает подавать голос. Так и здесь: если отключить «Вести недели» с Дмирием Киеселевым и прочую «кремлевскую пропаганду», население Нарвы и Латгалии будет исключительно лояльным к Эстонии и Латвии, если оставить — взбунтуется и проведет референдум о присоединении к России.
Вся постсоветская история балтийских республик опровергает такую гипотезу. Но власти Литвы, Латвии и Эстонии с упорством, достойным лучшего применения, все равно шагают на старые грабли. Поэтому и вопрос о реакции местного населения на появление в той же Латгалии «зеленых человечков» спустя год после Крыма остается так же актуален.