15 февраля Евросоюз снял большую часть санкций с Беларуси, за исключением нескольких граждан, вызывающих у Брюсселя «особые подозрения», и военного эмбарго. Тем временем отношения России и Запада подошли к точке, когда никого не удивляет, что Дмитрий Медведев сравнивает 2016 год с 1962 – годом Карибского кризиса. Отказываясь от диалога с Евразийским экономическим союзом, Брюссель хочет приблизить к себе Беларусь.
Обещанного ждут
Отношения Запада и Беларуси развиваются циклично — в зависимости от отношений между США–НАТО и Россией. В 2008–2009 гг. был последний цикл потепления, в основных чертах похожий на сегодняшние события. Тогда на фоне конфронтации в Грузии ЕС останавливал санкции против Минска, принимал белорусских послов в высоких кабинетах, требовал свободы СМИ, сулил улучшение инвестиционного климата и т.д. Белая полоса была прервана беспорядками белорусской оппозиции на выборах 2010 г.
Интересы Минска от разрядки с Западом: закладка правового фундамента для взаимодействия с ЕС, развитие торговли, кредитования, инвестиций. Это понятные прагматичные интересы.
Надо отметить, что Минск — единственный из всех членов Евразийского экономического союза, не являющийся членом ВТО и не заключивший в постсоветский период соглашения о сотрудничестве с ЕС.
Как всегда, из Брюсселя рекомендуют проявить заботу о свободе СМИ, правах человека, оппозиции и нацменьшинств. В ответ обещают подумать о политической поддержке, торговле и инвестициях.
Больше морковка — больше дубинка
Снятие санкций с Беларуси не конец, а лишь начало политической партии. Беларусь сохраняет вектор на евразийскую интеграцию. Россия — основной экономический партнер и инвестор в Беларусь, ЕАЭС — основной рынок сбыта высокотехнологичных товаров. При этом Минск стремится выжать максимум из торгово-экономических связей с ЕС.
Берлин как основной куратор восточной политики ЕС хотел бы реабилитировать программу «Восточное партнерство» за счет развития связей с Минском. Евросоюз тесно связан с тандемом США–НАТО, желающим иметь дело с покладистым Минском, готовым дистанцироваться от Москвы.
Для Польши и Литвы идеальная Беларусь — податливый влиянию «младший партнер» и одновременно нейтральный буфер. Варшава после прихода правоконсерваторов к власти настойчивее добивается от партнеров на Западе свободы рук в Беларуси. Из этих далеко не единых тенденций складывается сегодня западная линия в отношении Беларуси.
Чем выше будут ставки в этой игре, тем выше риски. Янукович сыграл свои карты неосторожно, в итоге перетряхнули всю колоду. Однако на текущем этапе позиции сторон в целом ясны: не первый год Брюссель и Минск — соседи по Европе. Интрига в другом.
Два последних года белорусское руководство выстраивало отношения с ЕС на внешнеполитической арене. Теперь шахматная партия между Брюсселем и Минском переносится на поле внутренней белорусской политики. Пусть отмена санкций не убаюкивает — риски возрастают.
Во внутренней политике Лукашенко придется отныне балансировать между прозападными группами, укрепляющимися под покровительством Брюсселя и Вашингтона, и консервативным ядром своих избирателей. В этой игре Брюссель оставляет за собой право давать прямые рекомендации руководству Беларуси по управлению внутренней политикой. Чем больше Беларусь будет интегрироваться в европейские структуры, тем больше оснований будет у ЕС «преподавать» евростандарты.
Оппозиция будет жить по-новому
Труднее прогнозировать поведение отдельных радикальных сил в Литве и Польше, нацеленных на экспорт демократии в Беларусь. Опыт последних лет подсказывает: когда отношения между США–НАТО накаляются, Западу выгодно приближать к себе Беларусь. Стало быть, можно пока поумерить реформаторский пыл официальной Варшавы и Вильнюса. Однако понятно, что запрещать демократизацию соседних стран в ЕС никто не станет.
Многое будет зависеть от степени влияния на внутриполитические процессы в Беларуси, которое смогут приобрести прозападные силы в ходе оттепели. Если это влияние станет ощутимым, а ситуацию внутри страны удастся понемногу раскачать, то возникнет соблазн «дожать», воспользовавшись шансом на демократизацию Беларуси.
Запад подвержен влиянию собственных протеже среди политической оппозиции стран, которые не считаются «своими». Белорусская «профессиональная оппозиция» неуютно себя чувствует в условиях сближения Брюсселя с Минском. Есть страх остаться не у дел, «выпасть из обоймы». Ведь «борьба с режимом» давно превратилась в постоянную работу, которая кормит. Пока же интерес к «непримиримым» в Брюсселе может поугаснуть.
Конечно, о заслуженных и опытных бойцах не забудут. Однако тактику оппозиционерам все же придется пересматривать. Например, действовать по принципу: не можешь помешать — возглавь. Часть белорусской оппозиции, вероятно, попытается оседлать волну оттепели, расточая надежды на «новый курс» Лукашенко, ратуя за «демократизацию» и «ускорение». Ниша «глашатаев перестройки» пока не занята. Другой путь — путь «ревнителей-пуритан», обличающих власть с еще большим рвением, поддерживающих тонус демократических перемен. Фактически, эти два варианта — взаимодополняющие.
Как всегда, медленные перемены оказываются опаснее, чем быстрые. Белорусская власть научилась работать с особо буйными реформаторами. Теперь придется учиться работать с умеренными. Возможно, существует расчет на создание некого белорусского варианта «управляемой демократии». Брюссель, возможно, готов будет мириться с этим. По крайней мере, пока сохраняется необходимость припугивать и прикрикивать на Москву.
Однако искусственно выпестованная лояльная оппозиция имеет обыкновение выходить из-под контроля в самый неподходящий момент.
Важно не только укреплять политические тылы (здесь у Минска все прочно в политической системе и союзе с Россией), но и готовиться к инициативной внутренней и внешней политике. Прежде всего в информационно-культурной сфере — основной накат пойдет на уровне ценностей. Скучать Минску теперь не дадут.