«Варяги» украинской самостійності: кого в Киеве призывают «на княжение»?
Александр Носович
Украина перенимает практику назначать на государственные посты иностранцев, чтобы освободиться от кумовства и коррупционных схем во власти. В составе новых правительства, Верховной Рады и Администрации президента появились вчерашние граждане США, Грузии и балтийских стран. Благие намерения украинского общества в итоге оборачиваются тем, что страна меняет шило на мыло: наряду с местными коррупционерами ключевые позиции во власти занимают проходимцы из других постсоветских республик, о которых на родине либо вовсе никто ничего не знает, либо не может сказать о результатах их деятельности ничего хорошего.
«Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет»
Лучше чем «Повесть временных лет» современную украинскую ситуацию не описал еще никто. Может быть, там же, у монаха Нестора, украинские власти подсмотрели и возможный способ выхода из кризиса — призвать «варягов», чтобы «правили и владели нами»? Или западные кураторы — Вашингтон, Брюссель и Берлин, выступающие адвокатами киевского руководства на международной арене и лоббирующие выдачу им кредитов МВФ, — недовольны своими подопечными настолько, что вводят на Украине элементы прямого внешнего управления? Или это — символический жест, пыль в глаза населению, которое за время, прошедшее с «победы Майдана», не увидело не только мало-мальских реформ, но даже новых лиц во власти и хоть каких-то попыток уйти от коррупционных практик, тотального кумовства и круговой поруки в госуправлении?
По изучении биографий новейших «варягов» и обстоятельств их назначения приходишь к выводу, что все три причины, включая первую, имели место быть. Правда, ни одна из этих причин не объясняет, почему на украинскую государственную службу призвали таких странных персонажей.
Модернизировать Украину и переводить её на «европейские рельсы» поставлены деятели из бывших советских республик, которые в родных странах не проводили никаких прогрессивных реформ, не занимали ведущих позиций и даже вовсе не были известны.
Главное, что объединяет выходцев из Грузии и Прибалтики, — принадлежность к наиболее проамериканским политическим силам и группам влияния в своих странах. Наряду с очередным привлечением выходца из американской диаспоры украинцев, это означает, что определяющим критерием при назначении был не профессионализм и не достижения на предыдущей работе, а лояльность. Причем не Украине и даже не украинскому руководству, а Соединенным Штатам и их политике на постсоветском пространстве. По сравнению с традиционной практикой назначения на основные позиции бывших однокурсников, сослуживцев и просто земляков из Донецка, Днепропетровска или Винницы, для Украины это даже больший регресс.
Строить новую Украину будут те немногие, которых удалось уговорить перебраться на работу в Киев.
Дома у себя они ничего выдающегося сделать не смогли, а интересы Украины их никак не заботят — они поставлены для защиты интересов совсем другой страны.
Альгирдас Шемета (Литва) Украинский бизнес-омбудсмен
Успешной административной карьерой выпускник экономического факультета Вильнюсского университета Альгирдас Шемета обязан своему коллеге-экономисту Гедиминасу Вагнорюсу, пошедшему в разгар борьбы за независимость Литвы в политику. Вслед за Вагнорюсом Шемета попал в компанию консерваторов и с тех пор неизменно был частью правящей элиты, когда «Союз Отечества — христианские демократы Литвы» приходили к власти.
Шемета работал в министерстве финансов в первых правительствах консерваторов 1991-1992 годов, когда революционные романтики Ландсбергиса попросту уничтожили литовское народное хозяйство и продемонстрировали элементарную неспособность управлять страной. В последний раз, когда консерваторы возглавляли правительство (Альгирдас Шемета был тогда министром финансов), Литва пережила экономический кризис 2008-2009 годов: литовский ВВП тогда упал на 17%, официальная безработица составила 18% трудоспособного населения — более катастрофическими были только показатели соседней Латвии.
Для преодоления кризиса правительство Андрюса Кубилюса начало принимать «непопулярные меры»: урезать все социальные выплаты ради стабилизации макроэкономических показателей. Персонально ответственным за эти меры был министр финансов Шемета. В результате его «непопулярных мер» макроэкономические показатели действительно удалось радикально улучшить — за счет эмиграции. Литовские безработные и даже многие работающие граждане оказались поставлены перед выбором: либо голодать на родине, либо зарабатывать в Великобритании и Ирландии. Поэтому трудоспособное население в годы кризиса уезжало из Литвы десятками тысяч ежегодно.
Гастарбайтером, что характерно, стал и сам Альгирдас Шемета, назначенный в 2009 году комиссаром ЕС по финансам и бюджету вместо Дали Грибаускайте, отправившейся в Литву президентствовать. Затем Шемета четыре года был еврокомиссаром по налогообложению, таможенному союзу, аудиту и борьбе с мошенничеством.
После формирования новой Еврокомиссии вопрос о трудоустройстве Шеметы до последнего времени оставался неясен.
Может, институт бизнес-омбудсмена на Украине и учредили ради того, чтобы назначить на него Альгирдаса Шемету? Ведь создание этой должности было непременным условием Европейского банка реконструкции и развития — одного из формальных спонсоров украинского режима. Европейские партнеры навязали должность — европейские партнеры навязали и человека, который её будет занимать?
Почему именно экс-комиссар ЕС от Литвы был выбран на эту должность (кроме того, что надо было подыскать ему работу), тоже понятно. Альгирдас Шемета — выходец не просто из Литвы, а из литовских консерваторов с их навязчивой идеей экспортировать в постсоветские страны европейскую демократию, институты и ценности при клинической русофобии и выстраивании против России всевозможных геополитических «кордонов».
Партийный руководитель г-на Шеметы экс-премьер Андрюс Кубилюс недавно как раз выступил с инициативой перечислить на нужды украинской демократии 2 миллиона литов из бюджета Литвы. Делегирование бывшего министра финансов на отстаивание интересов украинских деловых кругов — не менее креативная идея, нежели обеспечение поддержки проевропейских партийных проектов украинских олигархов на средства из литовского бюджета.
Правда, сам Альгирдас Шемета заявил, что в должности бизнес-омбудсмена он будет заниматься в первую очередь борьбой с коррупцией, но тогда возникает другой вопрос:
неужели для борьбы с колоссальной украинской коррупцией нельзя было отправить в Киев никого другого, кроме представителя государства, которое, согласно докладу Trancperency Intrenational 2013 года, по уровню коррупции занимало первое место в ЕС?
Впрочем, как уже было сказано, соображения лояльности важнее: геополитическая формула литовских консерваторов «чем больше в Европе будет Америки, тем меньше в Европе будет России, и тем выгоднее это будет Литве» американским союзникам хорошо известна и позволяет им не сомневаться в абсолютной преданности выходцев из «Союза Отечества — христианских демократов Литвы».
Айварас Абрамавичюс (Литва) Министр экономического развития Украины
В отличие от Альгирдаса Шеметы, у Айвараса Абромавичюса есть на Украине собственные бизнес-интересы. Крупный акционер компании East Capital – крупнейшего частного холдинга, инвестирующего в Восточную Европу, 38-летний Абромавичюс женат на украинке. Его супруга владеет компанией «Агро Регион» - одним из украинских активов East Capital. Также на Украине East Capital инвестирует в несколько украинских банков: «Пивденный», «Надра» и «Платинум».
Детали биографии Абромавичюса не позволяют называть его в чистом виде «варягом»: Украина для него вовсе не terra incognita: к моменту назначения на министерскую должность он возглавлял украинское отделение компании East Capital. С учетом его прежней должности можно предположить, что Абромавичюс прекрасно знаком со старой украинской элитой и всеми её традиционными практиками «решения вопросов».
Отметим, новоиспеченный министр экономического развития Украины не раз втягивался в качестве участника в перманентные политико-олигархические войны.
Например, банк «Надра», в развитии которого участвовал шведский инвестиционный фонд East Capital, еще шесть лет назад был одним из крупнейших активов газового олигарха Дмитрия Фирташа. Затем на банк пошла войной тогдашний премьер-министр Юлия Тимошенко, которой надо было выбить Фирташа с газового рынка, а в банковском секторе освободить пространство для расширения банка «Приват», принадлежащего ее неизменному спонсору, подельнику и закадычному другу еще со времен днепропетровского комсомола Игорю Коломойскому. Чтобы обанкротить «Надру», Тимошенко принялась рассказывать населению о царящих там махинациях, криминальном менеджменте и катастрофическом финансовом положении, провоцируя вкладчиков массово забирать из банка свои сбережения. Тогда в борьбу за «Надру» включился президент Ющенко, уже сидевший к тому времени на своей доле с газовых сверхдоходов Фирташа и его подельников... в общем, рядовые украинские дрязги вокруг перераспределения ресурсов под риторику о службе Отечеству.
Интереснее другое. Литовец Абромавичюс, бывший бенефициаром банка «Надра», неминуемо должен был в этих дрязгах участвовать — в реалиях украинской олигархии ему и другим иностранным инвесторам не остается другого выбора, кроме как встраиваться в местные полукриминальные финансово-политические схемы. О каком очищении рядов и приходе нового поколения в таком случае можно говорить? Просто министра экономики назначили по квоте группы Фирташа-Бойко-Левочкина, а то, что им оказался литовец, так если посчитать, сколько в украинском правительстве этнических украинцев и людей без тайного второго гражданства, то может оказаться, что их и вовсе - меньшинство.
Впрочем, было бы преувеличением говорить о том, что Айварас Абромавичюс — плоть от плоти украинского политического класса. В его случае все-таки вернее будет выражение «с волками жить — по волчьи выть»: Абромавичюс это типичный представитель западного капитала, который и хотел бы инвестировать в огромный украинский рынок, но с тамошними правителями-аборигенами сделать этого никак не может. Так что на министерском посту он будет выражать интересы западных инвесторов. С одной стороны, это даже хорошо: Украина, из которой бегут капиталы, отчаянно нуждается в инвестициях. Но с другой стороны, министр экономического развития — это одна из важнейших должностей для страны, которая заявляет курс на радикальные реформы. Раз заявляет, то и министром экономики должна ставить человека, прославившегося как успешный реформатор. Если же вместо этого назначается топ-менеджер шведского инвестиционного фонда, финансово связанный с местным истеблишментом, то речь идет не о реформировании Украины, а о её колонизации.
Наталья Яресько (США) Министр финансов Украины
Старая и уже несколько подзабытая практика Государственного департамента США продвигать в политическое руководство восточно-европейских стран выходцев из заокеанской диаспоры. Расцвет этой практики пришелся на 90-е годы, когда озлобленный и жаждущий мести за поражение во Второй мировой политический актив диаспор возвращался из эмиграции в республики бывшего СССР. Соединенные Штаты тогда перевели те же балтийские страны на внешнее управление, лоббируя выделение им кредитов МВФ в обмен на президентские посты для своих вчерашних граждан, госслужащих и активных сторонников американской политики.
У Украины спустя четверть века после начала строительства рыночной экономики потребность в кредитах МВФ по-прежнему такая, словно социалистическая экономика там рухнула вчера. Поэтому применительно к ней и вспомнили старый прием — важнейший пост министра финансов заняла бывшая сотрудница экономического подразделения Госдепартамента США Наталья Яресько, которая родилась и выросла в украинской эмигрантской общине США (в Чикаго). Яресько получила степень магистра в области государственной политики в Школе государственного управления им. Кеннеди при Гарвардском университете в 1989 году и степень бакалавра наук в области бухгалтерского учета в университете ДеПол (Чикаго) в 1987 году.
Наталья Яресько - соучредитель и главный исполнительный директор компании Horizon Capital: существование компании, управляющей украинскими активами, зарегистрированными в штате Делавер, зависит от гранта в размере 150 миллионов долларов, выданного Агентством по международному развитию (США).
Так что, несмотря на уход с государственной службы, работодателям Яресько все эти годы был и остается Вашингтон: её инвестиционная предпринимательская активность тесно переплеталась с американской внешней политикой на Украине. Теперь точно так же будет переплетаться с интересами Вашингтона деятельность Яресько на посту главы Минфина.
После назначения Яресько в украинских социальных сетях сразу же стала гулять шутка, что новый министр финансов — сестра жены экс-президента Ющенко (та тоже вышла из украинской диаспоры в Чикаго и сделала административную карьеру, отстаивая проамериканский курс Украины). Народ тут же сошелся во мнении, что, раз так, то новым директором Национального банка теперь точно снова станет Ющенко. Горький юмор здесь в том, что, вопреки всем великим потрясениям, произошедшим с Украиной за последний год, в общей схеме управления страной и в составе властвующей элиты ничего не меняется. Все, что появляется нового, оказывается хорошо забытым старым. Взять хоть тех же «варягов». Под горомкие разговоры об обновлении и притоке свежей крови происходит банальный переход на внешнее управление при помощи людей, которые, с одной стороны, являются агентами западного влияния, а с другой - чувствуют себя в украинских коррупционных схемах как рыба в воде. Поэтому может оказаться пророческой еще одна шутка из украинского интернета: мол, надо быть аккуратнее с литовцами и с теми, кого они присылают: учитывая события 2013 года и большую дружбу Дали Грибаускайте с украинским экс-президентом, в следующий раз от Вильнюса может прибыть «на княжение» какой-нибудь Викторас Януковичюс...