Бывший мэр Риги Нил Ушаков, ссылаясь на напряженный график работы в Европарламенте (ЕП), отказался претендовать на должность председателя правления своей партии «Согласие». Еще три месяца назад Ушаков подумывал вернуться в Рижскую думу и обещал очистить партию от «балласта, прилипал и бездельников», а теперь отказ от борьбы за лидерство, видимо, и станет главным этапом этого очищения.
Конгресс партии запланирован на 26 октября. В этот день у «Согласия» должен появиться новый руководитель. До недавнего времени сохранялась возможность переизбрания Ушакова, однако новоиспеченный евродепутат снял свою кандидатуру. Теперь на должность председателя правления претендуют три политика — Янис Урбанович, Вячеслав Домбровский и Андрей Морозов.
По словам Ушакова, большая загруженность в Европарламенте не позволит ему впредь руководить «Согласием». Поэтому бывший столичный мэр проголосует «за Яниса или Вячеслава» и будет с чистой совестью отстаивать интересы своих избирателей в Брюсселе. Ради этого он якобы и отправился в ЕП.
Буквально три месяца назад Ушаков вынашивал иные планы.
Тогда на повестке дня стоял вопрос досрочных выборов в Рижскую думу: муниципальные депутаты после снятия с должности Дайниса Турлайса не могли выбрать нового градоначальника. Ни одному из кандидатов, казалось, не хватит голосов. Ушаков полагал, что роспуск думы пойдет на пользу «Согласию» — позволит «избавиться от всего балласта». А у него появится возможность вернуться в Ригу, отказавшись от места в Европарламенте. «Русский мэр» обещал серьезно подумать над этим вариантом.
Отправляться в брюссельскую «ссылку» он, конечно, не хотел. Поэтому и прощупывал почву: а вдруг латвийская Фемида готова замять расследование его коррупционных дел и распахнуть перед ним двери Рижской думы? Выяснилось, что не готова.
Негласный договор по-прежнему в силе — свобода в обмен на сворачивание политической активности в Латвии.
Поэтому Ушаков не сильно протестовал, когда его исключили из правления политического объединения «Центр согласия». Все идет по плану.
Кризис в столичном самоуправлении тоже разрешился. 19 августа после тяжелых переговоров на пост мэра был избран Олег Буров — представитель партии «Честь служить Риге» (ЧСР), которая входит в коалицию с «Согласием».
Ставка националистов на проведение досрочных выборов не сыграла. Но и правящему большинству пришлось несладко.
Собственно, большинства уже нет: за отказ поддержать кандидатуру Сандиса Бергманиса на пост вице-мэра из «Согласия» были исключены четыре человека, которые образовали «Фракцию независимых депутатов».
По словам самого Бергманиса, «изгнанная четверка» в партийной иерархии находилась сравнительно высоко. Видимо, решила подняться еще выше. Без этих четырех голосов коалиция рисковала провалить голосование за кандидатуру Бурова. Тогда Сейм мог распустить Рижскую думу и назначить досрочные выборы. Лучше договориться с «бунтарями», предложив им что-то за поддержку кандидата от ЧСР…
Торги за голоса «Фракции независимых депутатов» показали, что единством в рядах коалиции после бегства Ушакова и не пахнет.
Но если раньше от «генеральной линии партии» (точнее, двух партий) отступили несколько депутатов, то теперь конфликт назревает непосредственно между «Согласием» и ЧСР.
По сообщениям СМИ, на заседании своего правления партия «Честь служить Риге» постановила в течение двух недель дать оценку, насколько соответствует ее интересам коалиция с «Согласием». Аналогичные телодвижения начались в партии Ушакова — она тоже собирается взвесить целесообразность союза с ЧСР.
По словам Яниса Урбановича, правление «Согласия» не удовлетворено работой Олега Бурова, который на посту мэра Риги отходит от основополагающих принципов коалиционной программы. Речь идет о недостаточной поддержке пенсионеров и семей с детьми.
Принимать решение о судьбе коалиции с ЧСР будут уже новое правление партии и новый руководитель. Можно сказать наверняка: «разрулить» ситуацию ему будет непросто.
После капитуляции Ушакова ЧСР тоже решили не упускать свой шанс и выставили на пост столичного градоначальника кандидатуру главы комитета по безопасности, порядку и предотвращению коррупции Дайниса Турлайса. Очевидно, под угрозой роспуска Рижской думы «Согласию» пришлось ее поддержать. За считанные дни депутаты оппозиционных фракций и примкнувшая к ним «изгнанная четверка» добились отставки Турлайса. Но и новым кандидатом от коалиции, которая к тому моменту уже потеряла большинство, стал представитель ЧСР.
Младшим партнерам «Согласия» явно надоело быть на вторых ролях. Бегство Ушакова в Европарламент они беззастенчиво используют для укрепления собственных позиций.
Какие перспективы открываются перед Урбановичем и компанией в Риге? По большому счету, есть два варианта. Первый: цепляться за коалицию, формат которой больше не позволяет «Согласию» контролировать столичную думу. Второй: порвать с ЧСР и добиться отставки Олега Бурова. В этом случае депутаты не смогут утвердить кандидатуру нового мэра, и Сейм примет закон о роспуске Рижской думы.
Досрочные выборы сейчас выгодны кому угодно, но только не политсиле, которую дискредитировал ее собственный многолетний лидер.
«Согласие» стоит на пороге глобальной «перезагрузки». Избиратели растеряны и не понимают, какой будет новая политика партии. А конкуренты наверняка попытаются поживиться на падении ее акций.
Все эти расклады стали возможны благодаря предательству одного человека — Нила Ушакова.
По сути, он поставил свою партию в положение цугцванг, когда любой следующий ход ухудшает ситуацию.
Новому правлению придется думать, какой из возможных вариантов будет менее проигрышным: дотянуть до очередных муниципальных выборов 2021 года или разрубить гордиев узел Рижской думы?
Феномен Ушакова позволил «Согласию» стать одной из ключевых политических сил Латвии и превратить столичную думу в свой, казалось бы, неприступный бастион.
Но предательство, на которое пошел «русский мэр» по отношению к собственным избирателям, пытаясь заигрывать с националистами, привело к его политическому крушению.Крушение же Нила Ушакова создало черную воронку, которая затягивает и его однопартийцев.