Политика Политика

От Лондона до Токио: Литва ищет новых друзей

У современной Литвы немало проблем. Маленькой прибалтийской республике «угрожают» и российская военная машина, и Белорусская атомная электростанция (БелАЭС), и даже соседняя Латвия, которая, по признанию министра транспорта и коммуникации Литвы Рокаса Масюлиса, пытается переманить белорусский транзит. Неудивительно, что в этих условиях Вильнюс пытается найти на международной арене новых друзей.

«Мой папа лучший самый»

Балтийское турне Папы Римского превратилось в настоящее соревнование между Литвой, Латвией и Эстонией. Лидеры всех трех стран старались подчеркнуть, что для них приезд понтифика — событие экстраординарное.

На этом поприще особо преуспела Латвия, в которой день визита Папы был объявлен выходным. К тому же прием высокого гостя обошелся латвийским налогоплательщикам дороже

, чем их соседям. Но зачем нужна такая помпезность, если католиков в Латвии не так уж много (порядка полумиллиона)?
В Литве ситуация противоположная: ее граждане в большинстве своем исповедуют католицизм. Было бы странно, если бы литовцы не устроили своему духовному лидеру помпезный прием (хотя сам Папа Франциск, как известно, обладает имиджем скромного человека).

В последний раз понтифик приезжал сюда четверть века назад, когда прибалты только уходили в свободное плавание. Тогда Павел Иоанн II, конечно, целиком разделял радость «освобожденного» литовского народа.

С тех пор мало что изменилось. Руководство страны, движущейся в фарватере политики Запада и гордящейся своей европейской идентичностью, лидер католического мира может только погладить по головке. Что он и сделал, но с некоторыми весомыми оговорками.

Во-первых, во время массовой мессы в Каунасе понтифик говорил не только о жертвах «советской оккупации», но и об ужасах Холокоста. Вспомнил, к примеру, тысячи уничтоженных евреев в Вильнюсском гетто (в его ликвидации, как известно, участвовали и местные «активисты»).

Месса Папы римского в Каунасе / Фото: REUTERS / Vatican Media

Во-вторых, Папа Франциск призвал Литву быть терпимой, дружить со всеми соседями и стать мостом между Западом и Востоком. А это уже настоящая «риторика Кремля»! По сути, того же от Литвы требуют российские политики.

Даля Грибаускайте тем временем была на своей волне: благодарила гостя за поддержку в борьбе с Советским Союзом. «Особенно важно, что Святой престол, который никогда не признавал оккупацию нашего государства и сохранил дипломатическое представительство Литвы, последовательно поддерживал наше антисоветское сопротивление», — цитирует Грибаускайте ее пресс-служба.

Получилось как в пословице: «Я ему про Фому, а он мне про Ерему». Явно недопоняли друг друга президент Литвы и ее долгожданный гость.

Президент Литвы Даля Грибаускайте и Папа римский Франциск / Фото: пресс-служба президента Литвы

Впрочем, дружбе это не помеха. Экс-председатель Сейма Витаутас Ландсбергис сказал прямым текстом: подружились! «У нас был и есть всеобщий пастырь, но я верю, что отныне у нас есть и друг, который познакомился с этими людьми, с этой страной и впустил [ее] в сердце», — радуется политик.

Что ж, можно только порадоваться за литовцев! Правда, учитывая частоту визитов Папы Римского в Прибалтику, своих новых друзей он может больше никогда не увидеть.

Вместе против России

Не успела Грибаускайте отойти от визита понтифика, как в гости к ней пожаловали другие новоявленные друзья — представители королевской семьи Великобритании: принц Эдвард и его супруга Софи.

Визит был посвящен столетней годовщине восстановления Литовской Республики и носил скорее протокольный характер, но Даля Поликарповна не упустила возможности излить душу британскому принцу.

В принципе, еще до встречи можно было догадаться, о чем будет говорить президент Литвы. Риторика на все случаи жизни: «советская оккупация», «угроза с Востока» и «мир во всем мире».

Зачем-то Грибаускайте даже принялась убеждать принца Эдварда в том, что «оккупация» была на самом деле. Тот, надо полагать, слушал с большим интересом…

Принц Эдвард / Фото: Reuters

Но главная мысль, которую Грибаускайте старалась донести до британцев, — это необходимость совместной борьбы против «агрессии» со стороны РФ.

«Великобритания играет очень важную роль в противодействии конвенциональным и гибридным угрозам. Литва и Великобритания, которая неоднократно сталкивалась с циничным применением химического оружия и радиоактивных веществ в мирное время, — одни из самых активных инициаторов повышения устойчивости Европы перед гибридными угрозами», — сообщает пресс-служба президента.

Пока на фоне «дела Скрипалей» Лондон пытается сформировать и возглавить антироссийскую коалицию, Литва предпринимает попытки вступить в эту коалицию на правах почетного «борцуна».

А там, глядишь, Британия и проспонсирует реализацию какого-нибудь очень нужного проекта на территории прибалтийской республики. Если на материковой Европе русофобия упала в цене, то почему бы не попробовать «экспортировать» ее на Британские острова?

Еще один серьезный мотив подлизаться к королевской семье — это проблемы литовских мигрантов в Великобритании. Аналитический портал RuBaltic.Ru писал, что решение большинства жителей «туманного Альбиона» выйти из Евросоюза привело к резкому росту эмиграции на Британские острова из Литвы.

«Грибаускайте вынуждена признать, что немалое число литовцев ныне работает на Британских островах, — отмечает политический и экономический аналитик Владимир Соловейчик. — Почему это так — понятно: процветавшая при советской власти промышленность Литовской ССР ныне полностью разрушена, рабочих мест в городах для молодежи и лиц среднего возраста почти нет, вот и приходится гражданам Литвы становиться гастарбайтерами, а сама Литва усилиями ее правителей ныне сделалась отсталой и слаборазвитой дотационной периферией Евросоюза».

Раз уж с отсталостью и периферийным статусом ничего не поделаешь, литовское правительство должно хотя бы попытаться обеспечить своим гражданам (или уже бывшим гражданам) беспроблемную жизнь в Соединенном Королевстве после реализации «брексита».

На встрече с принцем Эдвардом этот вопрос обсуждался, но только вскользь. При этом очевидно, что для литовцев он более актуален, чем пресловутая «угроза с Востока». Не умеет Грибаускайте правильно расставлять акценты!

Впрочем, если президент Литвы хотела просто завести новых друзей, то выбрала правильную линию поведения. Зачем ставить ребром перед британским принцем больной миграционный вопрос? Еще разозлится, чего доброго, и отправится домой недовольным.

Не Европой единой   

Пока Грибаускайте расширяет круг знакомств, премьер-министр Саулюс Сквернялис тоже решил не сидеть без дела и поискать друзей в Японии. Здесь он первым делом совершил символичный акт: почтил память японского дипломата Тиунэ Сугихары, который в годы Второй мировой войны спасал евреев в Литве.

Премьер-министр Литвы Саулюс Сквернялис (слева) и премьер-министр Японии Синдзо Абэ / Фото: lrv.lt

Впрочем, память о Сигухаре — слабый аргумент для развития литовско-японских отношений. Поэтому Сквернялис пытался акцентировать внимание на тех немногих областях экономики, где возможно интенсифицировать сотрудничество между двумя странами.

В частности, по мнению литовского премьера, крупнейший потенциал для двустороннего сотрудничества лежит в секторе биотехнологий.

«У Литвы есть цель — стать самой привлекательной страной Европы для развития биологических наук. Мы стремимся к тому, чтобы доля индустрии, связанной с биологическими науками, во внутреннем валовом продукте в 2030 году составляла 5%», — утверждает Сквернялис.

Но куда более интересным кажется его заявление о возможности привлечения корпорации Hitachi к работам по выводу Прибалтийских республик из энергетического кольца БРЭЛЛ и синхронизации их сетей с сетями Западной Европы.

У Hitachi, тем не менее, уже есть неприятный опыт работы в Литве. Японская компания должна была участвовать в строительстве Висагинской АЭС и даже заключила контракт с литовским правительством, но на референдуме большинство жителей республики высказались против строительства станции.

В последние годы в Литве пытаются реанимировать идею ВАЭС, но пока безуспешно. Во время визита в Японию Сквернялис этот вопрос не поднимал. Зато много внимания уделил стандартам безопасности строящейся в белорусском Островце Белорусской АЭС, которая не дает официальному Вильнюсу покоя.

Строительство БелАЭС / Фото: ostrovets.by

От Токио Сквернялис ждет содействия в попытках помешать строительству БелАЭС.
Японцы, дескать, знают, как опасна атомная энергетика, поэтому тоже должны проявить инициативу. О политической подоплеке вопроса Сквернялис тактично не упоминает. Но его новые «друзья» отнюдь не дураки — сами догадаются. И за чужие политические интересы, вероятно, бороться не будут.
Читайте также
11 октября 2018
СПГ-терминал в Клайпеде закрылся на ремонтно-восстановительные работы после четырех лет эксплуатации.
9 октября 2018
У Латвии есть шанс на улучшение двусторонних отношений с Россией, несмотря на санкции Евросоюза.
11 октября 2018
Депутаты Европейского парламента (ЕП) подвели итоги выполнения соглашений об ассоциации Евросоюза с Молдовой и Грузией, которые вступили в силу два года назад. Как и следовало ожидать, «стажеры» Евросоюза получили разные оценки.
12 октября 2018
Полиция безопасности Эстонии (КаПо) провела обыски в пяти турфирмах, в отношении руководства нескольких из них были возбуждены уголовные дела в связи с продажей путевок в Крым.