Украинские власти вновь отложили ратификацию экономической части Соглашения об ассоциации с ЕС – на сей раз до конца 2015 года. Для безболезненного перехода Украины к зоне свободной торговли с ЕС ведутся переговоры в трёхстороннем формате: между Москвой, Киевом и Брюсселем. Если бы эти переговоры велись прошлой осенью, возможно, катастрофы украинского государства можно было бы избежать. Однако год назад в Европе над здравым смыслом возобладал азарт геополитической игры.
Первым подписание Соглашения об ассоциации с ЕС отложил даже не Янукович, а экс-премьер Украины Николай Азаров. Это произошло 21 ноября прошлого года – днём. А уже вечером того же дня начался так называемый Евромайдан, который смёл и Азарова, и Януковича, и всякое подобие украинской государственности, и Крым, и, похоже, уже и Донбасс.
Хотя украинский кризис и был вызван внутренними причинами, невозможно отрицать, что отправной точкой Майдана, переворота, бесчинств ультраправых, гражданской войны и прочих свершений «революции достоинства», увенчавшейся тысячами убитых, была история с ассоциацией Украины и ЕС. Интрига, раскручиваемая вокруг этого документа украинскими властями, брюссельскими чиновниками, восточноевропейскими политиками и работающими в Киеве западными НКО, по мере приближения к Вильнюсскому саммиту доводила украинское общество до истерического состояния.
Соглашение об ассоциации – объективно важный документ, но пропаганда раздула его значимость до уровня главного в украинской истории цивилизационного выбора: если подпишем, будем с просвещёнными европейцами, а если не подпишем, будем в «путинской Орде».
Осознают ли авторы этой пропаганды, среди которых те самые «просвещённые европейцы» из Брюсселя, Варшавы, Вильнюса, что они в этой истории выступили как провокаторы? Что они привили к вопросу о европейской интеграции тему зоологической русофобии и что кровь тысяч погибших в Киеве, Одессе, Донецке и Луганске в том числе и на их руках?
Судя по их действиям, нет: тот же Вильнюс до сих пор не предлагал ничего, что могло бы реально остановить кровопролитие.
В этом отношении консультации в Минске и трёхсторонние переговоры Брюсселя, Москвы и Киева по условиям вступления в силу Соглашения об ассоциации – это поражение дипломатии той же Литвы и её соседей, которые в украинском кризисе видели лишь возможность сагитировать Запад на войну с Россией до победного конца.
Возможно, катастрофы украинского государства и кризиса в международных отношениях удалось бы избежать, если бы эти переговоры проходили не сейчас, а год назад. Если бы возобладала не концепция геополитической игры, которую проталкивал глава литовского МИД Линас Линкявичюс в преддверии Вильнюсского саммита, а концепция взаимного учёта и согласования интересов, которая, кстати, не предполагала бы и выхода на авансцену политической жизни украинских националистов, расколовших страну.
О своей готовности к трёхстороннему диалогу, который происходит только теперь, Россия заявляла и год назад. Со своей стороны, украинские эксперты признавали, что такой диалог просто неизбежен: политика политикой, но при заключении Соглашения с ЕС рано или поздно придётся браться за согласование административных и технических вопросов.
«На более широком уровне пора вести речь о разделении и координации дополнительных технических регламентов, применяемых в Таможенном союзе и в зоне свободной торговли ЕС, для того чтобы не было подобных сложностей на границе, - говорил порталу RuBaltic.Ru в сентябре прошлого года, например, ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений Национальной академии наук Украины Сергей Толстов. - Такие вещи при регуляции торговых отношений должны учитываться, особенно в новых условиях, когда Украина готова вступить в зону свободной торговли ЕС. Если она действительно вплотную подошла к этому решению, то необходимо и вплотную браться за такие технические вопросы, как согласование регламентов, таможенного и фитосанитарного регулирования».
Однако тогда геополитика была поставлена выше каких бы то ни было технических вопросов, а победа в «геополитической игре» для европейской стороны превратилась в абсолютную ценность. Та же Литва, председательствовавшая тогда в ЕС, в дни Вильнюсского саммита устами своего президента заявляла, что в диалоге Украины и ЕС Россия – третий лишний.
То есть ближайшие и самые верные в борьбе с Россией союзники сильнее всех других подталкивали Украину на путь социально-экономической катастрофы: для них было главным назло России подписать бумагу - а там будь что будет.
Впрочем, здесь нет ничего нового: именно таким образом сами Литва, Латвия и Эстония вступали в НАТО и ЕС.
Характерно, что новые украинские власти (тесно связанные с крупным украинским бизнесом) понимали опасность одномоментного разрыва торгово-экономических связей Украины с Россией куда лучше своих восточноевропейских союзников. Нужно обладать воистину прибалтийской идейной неадекватностью, чтобы не осознавать этой опасности.
В Россию идёт половина украинского экспорта: только на восток Украина может экспортировать продукцию с высокой добавленной стоимостью. Многие из украинских крупнейших предприятий создавались и до сих пор действуют в рамках единого народно-хозяйственного комплекса: с трансграничным производственным циклом и предприятиями-смежниками в России. Разрыв всех этих связей, появление таможенных пошлин и иных барьеров, замена техстандартов и трудовых регламентов на европейские просто добили бы и так умирающую украинскую экономику.
Поэтому ещё в марте этого года и.о. президента Турчинов и премьер-министр Яценюк точно так же, как полгода назад Янукович с Азаровым, отложили подписание экономической части Соглашения об ассоциации с ЕС. Точно так же, как «донецкие», они его и объяснили.
Особо было подчёркнуто, что подписание ассоциации откладывается ради сохранения стабильности в стране – чтобы не взбунтовались экономически связанные с Россией индустриальные восточные регионы. Таким образом, новая украинская власть косвенно признала, что форсированная европейская интеграция ведёт к распаду страны.
Затем экономическую часть Соглашения с Евросоюзом наконец подписали… но так и не ратифицировали. Ратификацию команда нового президента Петра Порошенко откладывала раз за разом; теперь её намерены всё же торжественно ратифицировать 16 сентября, но в действие экономическая часть документа вступит только с 2016 г. Если вступит.
При этом вполне эффективно ведётся тот самый трёхсторонний диалог России, ЕС и Украины, который мог бы вестись и год назад - без Майдана, переворота, Крыма, одесского Дома профсоюзов и гражданской войны. Можно возразить, что год назад охваченная антироссийскими настроениями активная часть украинского общества не приняла бы этих переговоров и всё равно бы вышла на Майдан. Однако в последние полгода эта активная часть что-то на Майдан не выходит, хотя вступление в действие заветного Соглашения с Евросоюзом откладывают раз за разом, причём ровно с теми же объяснениями, что были у свергнутого Януковича. И западные партнёры Украины против этого бесконечного откладывания тоже не протестуют.
С другой стороны, а зачем им протестовать?
Украинский кризис был спровоцирован с целью оторвать Украину от России, а не принести украинцам европейский уровень жизни или добиться какой-то реальной евроинтеграции Украины.
Эта (подлинная!) цель вполне достигнута: премьер-министр Яценюк строит по периметру российско-украинской границы стену по проекту обер-олигарха Коломойского, в Верховной раде рассматривается предложение об отказе Украины от внеблокового статуса, движении в НАТО и оформлении военного союза с США, а украинское общество настроено исключительно антироссийски. Концепция трансатлантического альянса Европы и США, оберегаемого на восточной границе от российского фактора «буферной зоной» из восточноевропейских государств, успешно реализуется. Для воплощения в жизнь этой грандиозной концепции не жалко ни украинской экономики, ни украинских жизней.