Политика Политика

«Литва остаётся для Польши terra incognita»

Президент Литвы Даля Гриабускайте озаботилась межнациональным миром в республике на фоне украинских событий. В минувшие выходные она посетила праздник урожая в Шальчининкай, где заявила, что одинаково любит всех жителей страны, а Польша и Литва должны держаться вместе «перед лицом российской агрессии». Однако подобная межнациональная идиллия лишь реакция на межнациональный конфликт, переросший в гражданскую войну на Украине. Директор Европейского центра геополитического анализа Матеуш ПИСКОРСКИ рассказал порталу RuBaltic.Ru о реальном положении польской общины в Литве и литовско-польских отношениях:

- Примерно 300 000 граждан Литвы польской национальности с самого начала существования независимого литовского государства являлись тем фактором, который дестабилизировал польско-литовские отношения и был постоянной проблемой. Потом, конечно, добавились разного рода разногласия в области экономических и инфраструктурных проектов. Однако они не были столь значимыми, чтобы в глобальном плане влиять на политику Варшавы и Вильнюса в отношении друг друга.

Литовское польское национальное меньшинство в Литве – уникально. Лишь в этой стране в 1999 году удалось создать единые структуры, представляющие интересы этого меньшинства. К примеру, в Белоруссии, на Украине обычно между поляками и разными группами, которые представляют их интересы, случаются конфликты, касающиеся в первую очередь финансирования.

В Литве же с конца 1990-х годов существует партия «Избирательная акция поляков Литвы», есть Союз поляков Литвы. И, на мой взгляд, это эффективные структуры с чётким руководством и с отсутствием внутренних конфликтов. По сравнению с другими структурами польского меньшинства в иных странах они добьются определённых успехов на политической арене Литвы.

СМИ в Польше с конца прошлого века поддерживают действия, направленные на соединение всех существующих в Литве польских политических и общественных структур. При их поддержке Вальдемару Томашевскому удалось добиться высоких должностей и сильной позиции в структурах польского меньшинства. И, за исключением некоторых радикально настроенных людей, никто не сомневается, что именно он является лидером общины.

В.Томашевский, думаю, является одним из тех немногих людей, которые могут создать и управлять организационными структурами. До 2005 года оценки его деятельности и деятельности ИАПЛ были довольно положительными в Польше.

Однако в скором времени появились первые сомнения в его действиях и формировании повестки польско-литовских отношений. Сомнения, а порой и критика были связаны с политической обстановкой в Польше. Тогда на парламентских и президентских выборах победила партия «Право и справедливость», братья Качиньские. Как представители определённой геополитической линии внешней политики Польши, они придерживались мнения, что следует выстраивать дружные хорошие отношения со всеми республиками Прибалтики, несмотря на то, какие вопросы поднимали представители польского меньшинства в этих странах. Несмотря на то, что В.Томашевский и другие рассматривали некоторые действия литовских политиков как нарушение прав нацменьшинств.

Новое руководство Польши пыталось выстраивать тесные отношения с литовской партией консерваторов, с тогдашним президентом Литвы В.Адамкусом, у которого сложились близкие личные отношения с главой Польши. Безусловно, этот факт повлиял на имидж ИАПЛ и её руководителя в польском информационном пространстве.

Это не только результат победы Качиньского на выборах. Именно в тот момент начали обсуждать сотрудничество В.Томашевского с представителями русского меньшинства. Именно в Литве впервые русское и польское нацменьшинства осознали, что у них есть общие проблемы и интересы. Было подписано несколько разного рода соглашений о взаимном сотрудничестве. И именно по причине существующих в Польше русофобских настроений В.Томашевский подвергся многочисленным нападениям со стороны СМИ. В основном они основывались на том, что подчёркивалось и в литовской прессе, – след КГБ, «рука Кремля». Риторика в адрес этого политика, появившаяся в 2006 году, продолжается до сих пор.

Даже его участие в торжествах, посвящённых 9 мая, вызвало в польских кругах крайнее возмущение. Сейчас у него не очень хороший имидж.

Хочу отметить важный момент - в Польше на сегодняшний день не осталось государственных печатных СМИ. Роль государства настолько незначительна, что мы не можем говорить о существовании прямого контроля. Кто же контролирует польские СМИ? С 2008 года, согласно статистике, около 80% региональных СМИ контролируются зарубежными компаниями, в основном немецкими.

Что касается общенациональных изданий, формирующих общественное мнение, они также контролируются иностранными компаниями.

Есть несколько СМИ, которые связаны с определёнными партиями и политическими кругами. Но их не так много, как в Германии и Франции, где любая значительная политическая сила обладает собственным печатным или хотя бы интернет-ресурсом.

В Польше этого нет. Даже правящая «Гражданская платформа» не владеет никаким СМИ. Поэтому нельзя утверждать, что в нашей стране существует медийная система, которая могла бы отражать государственную политику. К сожалению, на мой взгляд, польские СМИ представляют примитивную и однобокую точку зрения на то, что происходит за границей. Уже давно было заметно, что они контролируются определённым истеблишментом, а особенно это почувствовалось во время украинского кризиса. Поэтому можно сказать, что при изучении восточной политики Польши, в том числе и по отношению к Литве, доминирует линия и позиция, которую мы можем определить как «ягеллонскую». Это связано с тем, что в Польше существуют две основные идеи геополитического развития страны. Первая связана с попыткой влияния на события, происходящие в постсоветских странах. Вторая – мирное сосуществование Польши с соседями и политика невмешательства.

В целом, в польской прессе вспоминают о польско-литовских отношениях, лишь когда возникают какие-то проблемы. Нарушение прав национальных меньшинств, написание польских фамилий и другие. Каждый раз в таком случае поднимается волна протеста в польских СМИ.

Однако если не происходит ничего скандального, то тема отношений Польши и Литвы в наших СМИ фактически отсутствует. Также в Польше фактически отсутствуют эксперты разных областей – юристы, социологи, политологи, специализирующиеся на двусторонних отношениях. Литва в какой-то степени является для нас terra incognita, хотя мы и соседи.