Ликвидация свиноводства или массовая эпидемия: кто управляет вирусом АЧС в Прибалтике?
Олег Мирославов
Новая вспышка африканской чумы свиней на территории Литвы уже объявлена угрозой продовольственной безопасности страны. Министерство сельского хозяйства в срочном порядке готовит почву для полной ликвидации свиноводства в республике, а фермеры подсчитывают ожидаемые убытки. В свою очередь, журналисты ищут ответ на вопрос: кому выгодно распространение АЧС в Прибалтике?
Активность вируса АЧС, начиная с момента первого его появления в Прибалтике, постоянно возрастает и, как следствие, выкашивает мелкие и средние свиноводческие хозяйства. Последняя вспышка на территории Литвы была зафиксирована в августе текущего года на ферме, расположенной в Акмянском районе и принадлежащей компании Idavang. В результате стремительного распространения вируса здесь пришлось уничтожить порядка 19,5 тыс. свиней. Если учесть, что за последние двадцать лет поголовье этих животных сократилось с 3 млн до 700 тыс., масштаб только этой одной вспышки становится очевидным.
В этом году эпидемия затронула 14 районов Литвы, где под угрозой находятся более 6 тыс. фермерских хозяйств, на содержании которых числится порядка 18 тыс. свиней. Государственная продовольственно-ветеринарная служба Литвы утверждает, что за год по стране от вируса в среднем погибает около 50 тыс. голов.
Каждая такая вспышка оборачивается значительными потерями для экономики Литвы. К примеру, ущерб от предыдущей вспышки 2014 года, когда было уничтожено поголовье в 19 тыс. свиней, Литовская ассоциация свиноводов оценила в 6 млн евро. Директор ассоциации Альгирдас Баравикас тогда заявил, что «появление в Литве двух диких кабанов, зараженных АЧС, уже принесло большие убытки», поскольку Таможенный союз запретил импорт свинины не только из Прибалтики, то и с территории всего Евросоюза.
Страшно даже представить, что ждет свиноводство этой Прибалтийской республики, если к ней ненароком наведаются сотни или тысячи таких, как считают в Литве, белорусских опасных особей?
С учетом того, что доля сельского хозяйства в ВВП Литовской Республики составляет ориентировочно 10%, из которых значительная часть приходится на животноводство, вопрос продовольственной безопасности выходит на первый план. Здесь впору говорить даже об использовании вирусно-бактериологического оружия на территории страны ЕС. А это уже по части НАТО, который должен выявлять и отражать угрозы разного характера, по возможности применять пятую статью Устава о коллективной безопасности. Чем не сценарий для литовских элит, которые во всем видят угрозу с востока и винят во всех бедах соседей?
Российско-белорусские военные учения «Запад» — подготовка к вторжению в страну. Строительство Белорусской АЭС — «угроза национальной безопасности», «второй Чернобыль», «атомная бомба, которая уничтожит Литву». Остается добавить в этот ряд мигрирующих диких кабанов, которых специально заражают где-то на просторах Беларуси, а затем в рамках спецоперации десантируют за кордон к соседям.
Учитывая текущую концентрацию военных биологических лабораторий на постсоветском пространстве, подобная версия имеет право на существование. Только вот страна заброски другая.
Так, за последние двенадцать лет США существенно расширили сеть своих военных биологических лабораторий в Восточной Европе, Средней Азии и на Кавказе. На сегодняшний день они существуют практически во всех уголках бывшего СССР: на Украине, в Грузии, Казахстане, Азербайджане, Армении. Этот ресурс позволяет Вашингтону контролировать биологическую и фитосанитарную ситуацию в регионе. В качестве обоснования своей экспансии американцы приводят довод о «защите и процветании местного населения, которому угрожают опасные вирусы и бактерии, оставшиеся здесь со времен СССР».
Нет никаких сомнений, что подобные «исследовательские центры» становятся полигоном для производства новых вирусов в военных целях. Ранее западная пресса не раз писала о создании в одной из голландских референс-лабораторий, сотрудничающих с Национальным институтом здравоохранения США, генетически модифицированного вируса птичьего гриппа, который может передаваться от человека к человеку. В связи с этим Евросоюзу пришлось потратить миллионы евро на защиту населения, вакцинация которого осуществлялась на закупленные у американских же фармацевтических компаний соответствующие антидоты.
Что касается постсоветского пространства, то только на территории Украины в 2014–2017 годах было построено в общей сложности 15 военных биологических лабораторий, работниками которых являются исключительно американцы, а финансирование осуществляется из бюджета Министерства обороны США. После начала их работы в стране участились вспышки свиного гриппа (H1N1). Украинскому правительству уже пришлось потратить на защиту населения не менее 40 млн долларов, закупив новую вакцину у американских фармакологических компаний. Также, начиная с 2014 года, на территории республики свирепствует ранее неизвестный животноводству вирус АЧС, унося в среднем порядка 100 тыс. голов свиней в год.
Примечательно, что украинские санитарно-ветеринарные службы так и не смогли установить источник распространения вируса, хотя это должно было стать приоритетной задачей ввиду угрозы для граждан и экономики страны.
Вирус АЧС способен сохраняться в земле около восьми месяцев, а в продуктах питания — колбасе, мясе или сале — до пяти месяцев. Также в течение полугода после кремации зараженных животных на ферме, где они содержались, должен соблюдаться строгий карантин. Причем разведение свиней в рамках того же хозяйства может быть продолжено только через год. Угроза заключается еще и в постоянной мутации вируса, который со временем становится все более опасным. В случае его попадания в изношенные водопроводные сети может произойти заражение воды, которое в свою очередь может вызвать массовую эпидемию среди людей.
Сегодня литовским властям вместо голословных обвинений в адрес соседей нужно серьезно задуматься над реальной угрозой и ее источником. Ведь в случае очередной «утечки» вируса из пробирок американских лабораторий, базирующихся на Украине, шансы массовой эпидемии в Литве увеличатся в разы. Поэтому официальному Вильнюсу следует в первую очередь поставить перед украинскими коллегами вопрос о законности нахождения таких «исследовательских центров» на подконтрольной им территории. Это и будет реальной работой по обеспечению собственной продовольственной и национальной безопасности, а значит, и благополучия граждан страны.