Президент США Дональд Трамп подписал рекордный военный бюджет на 2019-й финансовый год. Новые рекорды военных расходов Америки Трамп связывает с необходимостью развивать военно-промышленный комплекс Соединенных Штатов. Неоценимую помощь в развитии американского ВПК должны оказать союзники по НАТО в Европе: президент США требует от них отдавать 4% ВВП на оборону. Антироссийские фобии Украины, Прибалтики, Польши и других стран Восточной Европы становятся важным подспорьем для американского военного лобби в деле выбивания денег из европейских союзников.
Военный бюджет США на 2019 год составляет 716 миллиардов долларов. Это на 13% больше бюджета 2017-го и на 2% больше бюджета 2018 года. Без учета инфляции это самый большой бюджет в американской истории.
Военная доктрина Трампа предполагает модернизацию всех видов войск, включая стратегические вооружения. Особое внимание уделяется строительству новейшей военной техники. Агентству противоракетной обороны США поручено начать работы по развертыванию в космосе систем слежения и перехвата баллистических ракет. К 2023 году должно быть завершено создание космической сенсорной архитектуры США.
Шестнадцатикратно — с 22-х до 360-ти миллионов долларов — увеличены расходы на вооружение армии новейшими бронетранспортерами Stryker A1. На постройку 13 военных кораблей, ускорение строительства четвертого авианосца класса Ford и новейшей атомной ракетной подводной лодки класса Columbia выделяется 24 миллиарда долларов. На 7,6 миллиарда долларов будут закуплены 77 новейших истребителей F-35. Кроме того, планируется модернизировать 135 танков Abrams, 60 гусеничных боевых машин Bradley, 200 бронированных машин и еще около 3,4 тысячи различных военных автомобилей.
Таким образом, нынешний военный бюджет США продолжает курс Дональда Трампа на стимулирование и поддержку американского ВПК.
Развитие военно-промышленного комплекса США — одна из составляющих «трампономики», экономической политики Трампа, направленной на реиндустриализацию Америки, возрождение американской промышленности. ВПК — важная часть экономических планов Дональда Трампа.
Еще более важны для президента США внутриполитические причины, по которым он активно привлекает инвестиции в военные предприятия. Трампу критически необходима лояльность силовиков в условиях отчаянной борьбы за власть с вашингтонским истеблишментом, и демократическая, и республиканская часть которого твердо намерены наказать «выскочку», посмевшего обойти на выборах президента респектабельных системных политиков. Объявить импичмент, отдать под суд, а то и вовсе прикончить.
Понимая, что с ним могут сделать за президентские амбиции, Дональд Трамп еще во время предвыборной кампании обещал регулярно увеличивать военным зарплаты, которые при Бараке Обаме почти не росли, а также загрузить заводы военными заказами. После его победы на выборах акции крупнейших подрядчиков Пентагона — военно-промышленных корпораций Raytheon, L-3 Communications, Lockheed Martin, Northrop Grumman и General Dynamics — показали самый большой рост со времен президентства Рональда Рейгана.
Если оживление американской экономики в целом происходит в том числе за счет торговых партнеров Америки по всему миру, то роста оборотов ВПК Трамп добивается за счет европейских союзников по НАТО.
Во время предвыборной кампании кандидат в президенты от республиканцев обещал заставить союзников тратить на оборону положенные нормативами НАТО 2% от ВВП. Уже в должности президента потребовал от европейцев отдавать на военные расходы 4% от ВВП. Предполагается, что основная часть этих процентов пойдет американским военным концернам, которые будут делать танки, бронетранспортеры и истребители по немецким, французским, польским заказам. Таким образом немцы, французы, поляки будут из своего кармана обеспечивать рост экономики США.
Обоснованием «сравнительно честного отъема денег» у союзников является пресловутая «военная угроза России», ради которой можно и раскошелиться.
В новом военном бюджете США фактор России расписан тщательно и детально. Для Трампа «русская угроза» — это аргумент даже не столько для европейцев, сколько для внутреннего потребления. Попытка примирить законодательную власть с исполнительной и найти для Конгресса убедительные аргументы в пользу политики Белого дома.
Попытка, к слову сказать, успешная: мало кто из конгрессменов разделяет меркантилистские взгляды Трампа на внешнюю политику, зато большинство из них одержимо идеей сохранения глобального доминирования США, одной из угроз которому является ядерный паритет с Россией. Поэтому при всей ненависти к Трампу абсолютное военное превосходство Америки над остальным миром как результат его деятельности импонирует вашингтонским политикам.
Что же касается европейцев, то здесь неоценимым подспорьем в деле поддержки американского ВПК должны стать сателлиты США в Восточной Европе — Польша, Прибалтика, Украина и прочие, которые должны убедить западноевропейских союзников, что «русская угроза» реальна и это реальное основание отдавать за океан больше денег на оборону.
Для бизнес-плана Дональда Трампа Восточная Европа ценна именно своим мировоззрением, неотъемлемая часть которого — страх перед Россией. Непосредственно на ней много денег для Америки не заработать, потому что прибалтийские денежные возможности несравнимы с немецкими. Другое дело, что с помощью прибалтийской аргументации можно получить немецкие деньги.
Поэтому в новом военном бюджете выделяется 250 миллионов долларов на вооружение украинской армии. Капля в море 716-миллиардных военных расходов, зато символично. Столь же символично (пока, во всяком случае) поручение Белого дома Пентагону оценить целесообразность размещения новых элементов ПРО в Европе.
Впрочем, и тем малым, что можно получить от восточноевропейских союзников в финансовом плане, администрация США не пренебрежет. «Мы заменим устаревшие танки, устаревшие самолеты и корабли самыми передовыми и смертоносными технологиями», — заявил Дональд Трамп на торжественной церемонии подписания военного бюджета на 2018 год.
Практика последних лет показывает, что устаревшие танки и самолеты по мере замещения их новейшими вооружениями сплавляются союзникам по НАТО в той же Прибалтике.
Латвия, например, закупила в Великобритании 123 подержанные гусеничные бронемашины производства 1960–1970‑х годов за 249 миллионов евро. Литва приобрела 168 командно-штабных машин М577 американского производства времен вьетнамской войны, снятых с вооружения Бундесвера и находящихся на хранении, за 1,6 млн евро.
«Европейские государства сбывают свое старье, демонстрируя усилия по защите Прибалтики от "российской угрозы", прибалтийские политики демонстрируют запуганному обывателю свои усилия по укреплению обороноспособности. И все довольны друг другом», — объяснял
Вот и Дональд Трамп, который настолько гордится своим умением выгодно заключать сделки, что якобы даже президентскую присягу хотел вместо Библии приносить на собственной книге «Искусство сделки», едва ли упустит возможность выгодно продать прибалтам утиль в процессе модернизации армии.
Металлолом, а пойдет по цене новейшего вооружения, раз уж есть такие, кто готов заплатить за него эту цену.
Ведь цель нынешнего американского президента сформулирована открыто, ясно и предельно честно. Не обеспечить безопасность союзников по НАТО, а заработать Америке как можно больше денег. А на пути к такой цели все средства хороши.