Вице-президент США едет в Турцию делать политику и в Латвию – делать бизнес
Андрей Стариков
Вице-президент США Джо Байден отправляется в последнее дипломатическое турне. На носу президентские выборы, после которых Белый дом ожидает смена власти. Странами, где Байден подведёт резюмирующую черту под своей внешнеполитической активностью, станут Турция и Латвия. С первой всё ясно. Сегодня в Анкаре решаются глобальные вопросы: дальнейшая судьба сирийского конфликта, перетасовка сил на Ближнем Востоке. Но почему Латвия? Не исключено, что в маленькой прибалтийской республике Байден имеет личные бизнес-интересы.
В Латвию едет великий и ужасный Джо Байден. Визит вице-президента США в прибалтийскую республику запланирован на 23 августа. В Риге Байден встретится с президентами стран Балтии, а также проведёт двусторонние переговоры с латвийским премьером Кучинскисом и президентом Вейонисом.
Сразу после Латвии политик намерен посетить Анкару, где с 22-го по 24 августа будет находиться солидная американская делегация из представителей Минюста США и Госдепартамента. Формальная повестка встречи – вопрос выдачи турецким властям проповедника Фетхуллаха Гюлена, которого президент Эрдоган называет вдохновителем июльской попытки государственного переворота. Переговоры не предвещают особого конструктива. Во-первых, за два дня американская делегация просто физически не успеет ознакомиться с собранными на Гюлена материалами. Во-вторых, экстрадиция – процесс долгий, и администрация Обамы с радостью передаст это неприятное дело следующему составу Белого дома.
Между тем вопрос о выдаче опального проповедника становится лакмусовой бумажкой отношений Турции и США.
Анкара выдвигает ультиматум американцам. «Не может быть никакого компромисса, кроме доставки этого главного террориста в Турцию, где он будет наказан», – говорит
Дрейф Анкары в сторону России вызывает беспокойство в Белом доме. В свете этого османские гастроли Байдена и понятны, и оправданны. Задача – вбить клин между Эрдоганом и Путиным. Тактика при этом может быть разной. Торговаться ли вокруг фигуры Гюлена, работать методом дипломатических уловок и шантажа, или поставить на оппозиционные силы, которые могли бы использовать кадровые чистки в своих интересах, – в Белом доме, по всей видимости, ещё не решили, как и с кем играть. С одной стороны, глава Госдепа Джон Керри грозит исключить Турцию из НАТО, с другой – Вашингтон посылает сигнал о готовности выдать «шайтана» – проповедника Эрдогану. Американцы зондируют турецкую почву.
В Анкаре сегодня решаются глобальные вопросы: дальнейшая судьба сирийского конфликта, перетасовка сил на Ближнем Востоке и в Черноморском регионе. Но зачем вице-президенту США понадобилась Латвия?
Джо Байден совершает свои последние гастроли. На носу выборы нового президента Америки. Белый дом ожидает смена власти, вследствие чего внешнеполитическая активность Байдена будет остановлена. Казалось бы, для финального аккорда можно выбрать и страну поинтересней, позначимей: ту, что, в отличие от Латвии, имеет на политической карте мира какой-либо вес. На худой конец, командировать в Прибалтику начальника помельче.
Но едет Байден. Едет с символическим заданием: ещё раз заверить младших партнёров, что страны Балтии имеют значение. Зачем ещё включать в повестку встречи обсуждение ситуации в Сирии? Не будем умалять внешнеполитических «заслуг» Риги и Вильнюса, но прибалтийские столицы трудно назвать основными действующими силами на Ближнем Востоке. О чём с ними говорить? Разве что потешить амбиции туземных вождей да подлечить комплексы малых стран.
В целях такой психотерапии Байден намерен выступить с публичным обращением к жителям Прибалтики. Пафос этого обращения нетрудно предугадать: «Союзников не бросим, от Путина защитим. Вы нам нужны, вы нам важны, США с вами».
Помимо Сирии, будут, конечно, обсуждаться и более близкие прибалтам темы – не лететь же второму человеку самой могущественной державы мира в Латвию совсем уж зазря. Планируется проговорить решения, принятые на Варшавском саммите НАТО, обсудить американо-латвийские экономические отношения, вопросы энергетики и инвестиционного климата. Последнее, по мнению политолога Александра Гапоненко, представляет для Байдена личный интерес. Вице-президент едет в Латвию устраивать бизнес своему сыну, считает эксперт.
«Риге будет обещана военная и финансовая поддержка официального Вашингтона, но за это заботливый папаша потребует тёплое местечко для своего горячо любимого Роберта (сын Джо Байдена – прим. RuBaltic.ru).
Нетрудно догадаться, что это будет место заместителя А. Калвитиса (экс-премьер, председатель правления латвийской газовой компании – прим. RuBaltic.ru) в "Латвияс газе". В следующем году грядёт приватизация этой компании, и Роберт сможет отстоять в ней кровные интересы своей семьи, представив их интересами США. Речь идёт о приватизации Инчукалнского газохранилища, цена которого составляет около 10 млрд евро. Конечно, будет найдена червоточинка в этом объекте проклятого советского экономического прошлого, и его продадут американцам миллионов за пять, а может быть, даже за десять. А вот потом этот объект перепродадут России, которая хранит в нём газ для своих внутренних областей. Недорого, миллиардов за пять-шесть. Евро, конечно, а не рублей. Очень такая выгодная сделка выйдет», – пишет Гапоненко. Версия не лишена конспирологического начала. Тем не менее совсем недавно американский политик рьяно отстаивал бизнес-интересы семьи в стране победившего Майдана, о чём справедливо упоминает эксперт. В 2014 году Роберт Хантер Байден вошёл в совет директоров крупнейшего частного производителя газа на Украине Burisma Holdings. Разумеется, не без отцовского протектората. Кумовство, как оказалось, характерная черта не только постсоветской номенклатуры, но и заокеанских радетелей демократии. В 2012 году компания Hill International, партнёром которой является брат Джо Байдена Джеймс, получила заказ на строительство 100 тыс. жилых домов в Ираке. Президент компании Дэвид Риктер не скрывал, что получил это предложение благодаря участию брата вице-президента, сообщал телеканал Fox Business. Хорошо, когда государственные интересы совпадают с интересами семейными.