В форме СС против «правильного врага»: Эстония хочет вернуть памятник нацисту
Сергей Половинец
Спикер парламента Эстонии поддержал инициативу вернуть на прежнее место монумент солдату СС, который ранее был демонтирован на кладбище в городе Лихулаю из-за протестов общественности. По мнению эстонских властей, хоть солдат и в нацистской форме, но воевал он против «правильного противника» — Советского Союза. Антифашисты Эстонии, Латвии и Литвы рассказали аналитическому порталу RuBaltic.Ru, что инициатива возвращения памятника нацистскому солдату — часть общего курса на героизацию нацизма в Прибалтике.
Олег БЕСЕДИН, журналист, член Союза неграждан Эстонии:
— Этот памятник уже стоял. Его просто хотят восстановить. Там был изображен солдат в форме СС, а его автомат был направлен на территорию России. У этого памятника было очень много противников.
Люди, которые принимают решения о строительстве подобных монументов, видимо, не знают ужасов той войны.
Этот человек, видимо, не был в Польше, в Освенциме. Съездил бы за Таллин и побывал бы в концлагере Клоога, где было замучено большое количество таких же эстонцев. В первые годы войны под Тарту было уничтожено десять тысяч человек, очень большое количество эстоноговорящих.
К концу 1941 года Эстония стала единственным местом, где Гитлеру было доложено, что это Juden Frei — «территория, освобожденная от евреев». У нас сейчас довольно большая еврейская община — 2,5 тысячи человек. Вот бы этот политик посмотрел этим людям в лицо.
Именно солдаты в эсэсовской форме уничтожали евреев. Именно этих солдат, прежде чем послать в бой, отправляли служить в карательные батальоны. Они занимались тем, что охраняли концлагеря.
На территории Эстонии было более двухсот концлагерей. Это были фильтрационные лагеря, рабочие лагеря и лагеря смерти.
Мне очень жаль, что эстонцы воспринимают 1940-е годы как виток в борьбе за независимость. Очень много говорят о том, что Красная Армия была плохой, немецкая армия была плохой. Война была европейской, и каждый делал свой выбор.
Сегодня мало вспоминают тех эстонцев, которые воевали против фашизма. Их было много для маленького народа — более двадцати тысяч. Среди них девять героев Советского Союза.
Было бы неплохо, чтобы перед тем, как занять кресло политика, человек узнал историю своей страны, да и всеобщую историю. Это была самая кровавая война. Именно личности в эсэсовской форме уничтожали миллионы людей.
Иосиф КОРЕН, сопредседатель Латвийского антифашистского комитета:
— Эстония была первой страной на территории Европы, которая рапортовала Гитлеру, что у нас все хорошо, страна свободна от евреев. Солдатам, которые обеспечивали такой статус, сегодня ставятся памятники.
Эстонское руководство уже зарвалось в своем стремлении умалить, уничижить роль Красной Армии в освобождении Европы от нацизма. Они забывают про то, что в планах Гитлера не было независимых Литвы, Латвии и Эстонии.
На территории стран Балтии должен был располагаться рейхскомиссариат Ostland. Жители этих стран должны были быть онемечены.
Сегодня власти ставят памятники той армии, которая хотела окончательно уничтожить их государственность и стереть прибалтов с карты мира как отдельные народы.
В Латвии ситуация схожа с эстонской. Ежегодно Генассамблея ООН принимает резолюцию, согласно которой недопустимо приравнивать солдат эсэсовских формирований к солдатам национально-освободительных движений. Три страны голосуют против этой резолюции: США, Украина и Грузия.
США говорят, что эта резолюция противоречит одному из пунктов билля о правах. А Украина с Грузией голосуют против по принципу: папа так, и мы тоже. Страны ЕС, как правило, воздерживаются. Порядка 160 государств — членов Генассамблеи ООН голосуют за эту резолюцию.
В Латвии и Эстонии, где существовали подобные формирования, это совершенно игнорируется.
Они из штанов выпрыгивают, чтобы героизировать солдат ваффен СС.
Есть историки, а есть «историяписцы». Последние начинают писать историю заново. Им пока еще не удалось объяснить всему миру, что Гитлер был хорошим парнем. Пока еще держимся.
Нынешняя ситуация объясняется тем, что в 1990-х годах очень большую роль в становлении независимости сыграли западные латыши в Латвии, литовцы в Литве и эстонцы в Эстонии.
То есть люди, которые в конце Второй мировой войны бежали вместе с гитлеровской армией.
Они понимали, что могут ответить за сотрудничество с нацистским режимом. Их потомки уже вернулись в Латвию и, как правило, стоят у руля. Им очень хочется как-то реабилитировать и героизировать своих дедов и отцов.
Гедрюс ГРАБАУСКАС, председатель Социалистического народного фронта Литвы:
— В Эстонии есть целые группы влиятельных людей с неонацистскими убеждениями. Прославление любых формирований, выступавших на стороне Гитлера, — явление очень негативное. Оно вносит раздор в общество. Это антигуманно и противоречит нормам международного права.
Люди, говорящие об этом правду, подвергаются преследованиям в Эстонии. Недавно был обыск у правозащитника Мстислава Русакова. Я знаю этого человека, мне приходилось с ним общаться. Преследуются и другие люди.
В Литве ситуация гораздо хуже, чем в Эстонии. Здесь были люди, которые создавали подразделения, воевали на стороне Германии. Теперь этих «героев» прославляют.
В самом центре Каунаса стоит большой памятник генералу [Повиласу] Плехавичюсу. Этот человек участвовал в Холокосте, был занят в формировании гитлеровских соединений. Затем он вместе с немецкими оккупантами бежал в Германию, после его приютили в США.
В каждом литовском городе есть памятники, героизирующие нацистских преступников.
Вот, например, история из Вильнюса: у юриста Станисловаса Томаса в начале апреля закончилось терпение, и он просто разбил молотком памятную доску в честь участника Холокоста Йонаса Норейки (установлена на стене Библиотеки Академии наук Литвы — прим. RuBaltic.Ru). Через две недели мэрия распорядилась восстановить ее, хотя она посвящена преступнику.
Недавно я встречался с мэром района Аникщяй литовского региона Аукштайтии. Одной из тем нашего разговора стала героизация нацизма. В этом районе находится большой памятник двум знаменитым участникам Холокоста: Антанасу Случке-Шарунасу, Антанасу Старкусу-Монте.
Мэр был учтив и вежлив, но ясного ответа мы получить от него не смогли. Наша делегация приводила конкретные факты убийства людей во время войны и после нее.
Эти люди сжигали деревни, расстреливали женщин и детей. А мэр говорит, что они якобы боролись против русских.
Мы официально вручили петицию с требованием убрать подобные памятники в этом районе. Нам пообещали все обсудить, посовещаться и вынести официальное решение.
В Литве эта проблема очень глубока. Помимо памятников, в честь нацистских преступников называют улицы и площади.