Президент США Дональд Трамп выступил с «программной» внешнеполитической речью, в которой провозгласил окончание эры вмешательства американцев в чужие конфликты. Речь Трампа примечательна не только своей прямолинейностью, но и предвыборным контекстом, в котором она была сделана. Американским избирателям накануне выборов обещают, что американская армия будет воевать только за США, но не за беспомощных союзников и партнеров Америки.
«Мы не полицейские этого мира. Но пусть наши враги знают: если нашему народу будет угрожать опасность, мы никогда, никогда не станем колебаться. И когда мы будем сражаться, то отныне мы будем сражаться только для того, чтобы победить», — заявил Дональд Трамп, выступая перед выпускниками военной академии Вест-Пойнт.
Торжественная речь президента США свелась к тому, что теперь американцы будут воевать только ради «защиты и решительной обороны» своей родины от внешнего врага.
США не станут впредь восстанавливать другие страны и «решать чужие конфликты».
Дональд Трамп назвал это возвращением к основополагающим принципам оборонной политики, согласно которому миссия американского солдата — защищать Америку.
«Мы заканчиваем эру бесконечных войн», — провозгласил президент США. «Ясный взгляд на защиту жизненно важных интересов Америки вернулся на свое место», — сказал американский лидер и добавил, что в задачи Соединенных Штатов не входит разрешение «древних конфликтов в далеких странах, о которых наши люди даже не слышали».
В переводе на региональный, постсоветский уровень слова Трампа означают пламенный привет Украине, Прибалтике, Грузии и прочим сателлитам с откровенным пожеланием решать свои проблемы самим, потому что Америка больше за них не «впишется».
Жесткость разрыва Трампа с предыдущей, миссионерской политикой США — «мирового полицейского» превосходит все то, что нынешний хозяин Белого дома говорил во время избирательной кампании 2016 года. Тогда скандальный миллиардер Трамп лишь эпатировал адептов глобального демократического лидерства США заявлениями вроде того, что не станет сразу бросаться защищать страны Балтии от российской агрессии, а сначала изучит, выполняли ли союзники в регионе свои обязательства перед Вашингтоном по военным расходам.
Перепуганные таким отношением страны Балтии после победы Трампа бросились тратить на оборону еще больше, чем тратили, и скупать хоть бракованную продукцию американского ВПК, лишь бы умилостивить гневливое заокеанское божество. Не помогло.
Теперь отказ от помощи союзникам США становится не ситуационным, а концептуальным решением.
До этого были многочисленные казусы с частичным или полным выводом войск США из Сирии, Афганистана и других «горячих точек», которые сопровождались оставлением на произвол судьбы американских союзников в регионе — сирийских и иракских курдов, афганского марионеточного правительства и других.
Именно этот момент был ключевым для таких стран, как Польша, Украина или Румыния. Польские СМИ и политики, например, рассматривали вопрос ухода США из регионов мира преимущественно в контексте предательства союзников и задавались вопросами типа «американцы предали курдов — предадут и нас?»
Для американского общества вопрос интересов союзников в регионе не существовал в принципе.
Возвращение солдат домой представляло абсолютную ценность, и на этот момент в своей речи перед выпускниками Вест-Пойнта тоже обратил внимание Дональд Трамп. Он выполнил свои предвыборные обещания: не развязал за годы президентства ни одной войны, не влез ни в одну чужую войну и возвращает американцев из мест, где опасно.
Если же его переизберут, пойдет еще дальше и концептуально закрепит отказ Америки воевать за другие страны.
В 2016 году в аналогичной ситуации страны антироссийской «буферной зоны» открыто молились на победу Хиллари Клинтон, которая вроде бы гарантировала, что эпоха американского глобального менторства будет продолжена. Теперь им остается тайно молиться на победу Джо Байдена, которая вроде как обещает возвращение к золотым временам «демократических интервенций» Америки.
Однако это не поможет.
В среде электората Демократической партии США происходят такие фундаментальные сдвиги, что в случае возвращения демократов процесс перехода американской внешней политики к принципу невмешательства пойдет еще быстрее.
Либеральная Америка на глазах становится все более левой, социалистической и, как ни парадоксально, антиамериканской. На передовой войны с Трампом сегодня люди, для которых Соединенные Штаты — Империя зла.
Согласно их идеологии, это страна, основанная рабовладельцами, построенная на торговле черными рабами и геноциде индейцев. США нужно стать «нормальный страной» и для этого отречься от всей своей национальной гордости, начиная от отцов-основателей. Риторика практически позднесоветская и постсоветская. Америке нужны «перестройка и новое мышление».
Старый глобалистский истеблишмент Демпартии пытался обуздать левацкие настроения в своих рядах и в последний момент добился выдвижения в президенты своего кандидата Джо Байдена вместо социалиста Берни Сандерса. Однако в последние недели партия вынужденно левеет вслед за своим электоратом. Становится на колени перед чернокожими, поддерживает роспуск полиции и снос памятников генералам Конфедерации.
Поддержат ли черные и белые активисты движения #BlackLivesMatter возвращение к «экспорту демократии» и «амбициозному лидерству» США — вопрос риторический.
Во-первых, в процессе перестройки Америки им будет не до того. Во-вторых, старая Америка, «сияющий град на холме», для них — исчадье расизма, сексизма, фашизма и просто домогательств белых цисгендерных мужиков к женщинам и меньшинствам. Это не она должна защищать, а от нее должны защищаться, в том числе и собственные граждане.
В-третьих, эти люди уже выступает за то, чтобы военные расходы США были перенаправлены на бесплатную медицину, социальные пособия для неимущих и компенсации афроамериканцам за столетия рабства и расовой сегрегации.
В этом отношении для агентов американского мирового господства демократы даже хуже Трампа, который хотя бы лоббирует интересы ВПК и готов предоставлять военную помощь на платной основе. С новыми американскими левыми угрюмым постсоветским национал-консерваторам просто непонятно, как разговаривать.
В последние четыре года антироссийские лимитрофы пытаются выстраивать внешнюю политику по инерции, широко закрывая глаза на изменения в политике заокеанского патрона.
За сутки до «программного» спича Трампа перед выпускниками Вест-Пойнта министр обороны Литвы заявил, что лучшей гарантией сдерживания и предотвращения военных конфликтов в регионе является присутствие войск США.
На следующий день Литве из-за океана на это ответили словами Никиты Михалкова Людмиле Гурченко в фильме «Вокзал для двоих». Сама-сама-сама.