Политика Политика

В Литве не хотят воевать за внешнюю политику Грибаускайте

В Литве, восстановившей обязательную службу в армии, блестяще провалилась призывная кампания. В военкоматы явились только 8% от общего числа призывников. Срывом воинского призыва литовцы наглядно показали, важна ли им боевая внешняя политика Дали Грибаускайте и верят ли они заклинаниям своего президента о неотвратимо надвигающейся на Литву российской агрессии: нет, не важна, нет, не верят.

Министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс поддержал планы США по размещению тяжелой военной техники в Центральной и Восточной Европе, включая все три страны Балтии. Президент Литвы Даля Грибаускайте в очередной раз призвала литовцев быть бдительными, потому что «советская оккупация» не позволяет расслабляться.

В условиях истеричной пропагандистской кампании с непрестанным поиском пятой колонны и внутреннего врага сложно было выяснить подлинное отношение обычных литовцев ко всем этим выкрикам, взвизгам и демаршам своих первых лиц по вопросам международного положения и внешней политики. После прошлогоднего опроса компании Prime consulting, установившего, что 72% жителей крупных городов Литвы не поддерживают внешнюю политику своей страны, считая её слишком жесткой, дальнейшие социологические исследования по этой теме в республике проводить (во всяком случае — публиковать) остерегались. Впрочем, объективную картину общественного мнения эти опросы все равно вряд ли бы показали: при бесконечной «охоте на ведьм», устроенной правящими параноиками, честно называть социологам свою точку зрения не каждый литовец бы решился.

Теперь же обычные граждане Литвы прямо дали понять, как они относятся к ожиданию «неминуемой российской агрессии» и к поддержке «демократического выбора» братского украинского народа с планомерным ввязыванием в войну на Донбассе, уже дошедшим до поставок литовского оружия украинской армии.

Из 36 тысяч молодых литовцев, призванных в Вооруженные силы после возобновления всеобщей воинской повинности, на призывные пункты явились только 3 тысячи человек — 8% от общего числа призывников.

Таким простым и изящным способом оставшиеся 92% призванных в армию литовцев (33 тысячи человек) дали понять, что не считают, что существует какая-либо военная угроза безопасности Литвы, а терять несколько месяцев своей жизни ради удовлетворения параноидальных фобий президента Грибаускайте и литовских консерваторов они не намерены.

Литовское общество в очередной раз показало, что обычные литовцы живут в своем мире, а власть — в своем. И эти миры параллельны, то есть не пересекаются. В мире обычного литовца существует отсутствие каких-либо перспектив для жизни в Литве, отсутствие работы, низкий уровень жизни, повсеместно эмигрировавшие друзья, бывшие одноклассники, соседи, наконец, маячащая на горизонте практически неизбежная перспектива собственной эмиграции. В мире литовских властей существует «сдерживание имперских амбиций» России, донесение позиции Литвы со всех международных площадок, интересы США в Восточной Европе, «геополитическая игра» за Украину и прочие страны «Восточного партнерства».

Конечно, согласно литовской Конституции, носителем власти в Литве является её народ, осуществляющий эту власть непосредственно, либо через своих представителей. Однако на практике не похоже, чтобы эти «представители» хоть в чем-то представляли литовский народ: выражали его чаяния, решали его проблемы. «Слугам народа» нет никакого дела до реальных нужд этого народа. Какая безработица, какая эмиграция — в мире Дали Грибаускайте есть только Путин, которого надо сдержать разговорами о «террористическом государстве» и поставками украинской армии литовского оружия.

В реальности получается так, что это власть требует от народа служения своим интересам: власть играется в «геополитическую игру», пребывая в томительном ожидании российской агрессии, вот пусть и народ идет служить в армию: пусть 36 тысяч молодых литовцев потратят 9 месяцев своей жизни на успокоение разыгравшихся нервов Дали Поликарповны, уверенной, что не сегодня — завтра Путин на Литву нападет, и надо будет как-то защищаться первые несколько дней до прибытия союзников.

Попросту не явившись на призывные пункты, 92% литовских призывников показали, что плевать они хотели на состояние нервной системы Дали Поликарповны и прочие фобии своего политического класса.

Пусть истеблишмент и дальше предается фантомным болям по Великому княжеству Литовскому, «экспортирует демократию» на постсоветском пространстве, считает себя Мессиями, призванными избавить республики бывшего СССР от рудиментов советского мышления. Пусть он даже не интересуется подлинными проблемами собственного избирателя — все давно уже к этому привыкли: да, правящие политики парят в своих геополитических высях, но так даже лучше, что они вовсе не лезут в жизнь населения, если ничего хорошего для него все равно делать не способны. Но когда правящая верхушка еще и заставляет чем-то жертвовать во имя собственных коллективных проблем с психикой и неадекватности в восприятии внешнего мира — это уже чересчур.

А ведь правящая верхушка заставляет не в первый раз: год назад она заставила многих литовцев пожертвовать материальным благополучием, активнее всех в Европе ввязавшись в «войну санкций» с главным экономическим партнером Литвы — Россией. Теперь политическое руководство потребовало от молодых литовцев пожертвовать свободой, призывая их в армию. Было бы ради чего — подумали литовские призывники и, несмотря на всю истерику официальной пропаганды, разглагольствующей о надвигающейся российской агрессии, почти в полном составе на призывные пункты не явились.

Теперь самое глупое, что может предпринять власть — это начать применять против отказников репрессивные меры. В полной мере оправдывая свою репутацию, именно это она, похоже, и собирается делать.

За попытку уклониться от службы может применяться уголовная ответственность, предусматривающая штраф, арест или лишение свободы на срок до 3 лет — угрожает министерство обороны Литвы.

«Тем, кто не откликнулся на призыв, вышлют повестки через близких и работодателей, также могут привлечь к поиску полицию и ведомства других стран, дипломатические представительства и консульские службы», — заявила представитель военного ведомства Аста Гальдикайте.

Непонятно, почему представитель министерства обороны грозит привлечь к розыску уклонистов литовских дипломатов, консульские службы, «полицию и ведомства других стран»? Но ведь в этом же вся суть. Из Литвы и раньше планировал уехать каждый второй молодой литовец, а в структуре литовской эмиграции больше всего было именно представителей молодежи. В Литве и раньше не было никаких перспектив для жизни, в то время, когда границы открыты, вся жизнь впереди, и прожить её можно в Англии, Германии или Норвегии. А если теперь в Литве заставляют служить в армии, угрожая за уклонение посадить на 3 года, то решение «валить» точно примут даже самые тяжелые на подъем молодые литовцы.

И самое главное, что всесильные у себя дома литовские власти ничего не смогут с этим поделать.

Угрозы отлавливать призывников с помощью литовских послов и консульских работников звучат особенно смешно: можно себе представить, как литовское посольство в полном составе будет колесить по ирландским дорогам, отлавливая по бензоколонкам и автомойкам граждан Литвы, чтобы вручить им повестку из военкомата. Смешнее только угроза привлечь к поимке «дезертиров» «полицию и ведомства других стран»: прямо таки других дел у полицейских служб и иных ведомств европейских стран нет, кроме как решать проблемы литовских властей и отлавливать для них призывников.

Так что для литовских властей появившаяся задача решения не имеет: чем упорнее они будут в своих попытках заставить представителей молодого поколения быть патриотами Литвы, тем большего количества молодежи страну лишат. И ничего с этим не поделаешь: для того, чтобы молодое поколение в самом деле было патриотично, нужно было строить совсем другую Литву.